Кибербуллинг—виртуальный террор

Кибербуллинг—виртуальный террор

Что надо знать современным родителям о проблеме травли в подростковой среде.

 

«ЦИФРОВЫЕ» ДЕТИ «АНАЛОГОВЫХ» РОДИТЕЛЕЙ

Сегодня мы столкнулись с новыми вызовами времени. Скажем так: «аналоговые» родители зачастую не понимают, а значит, не могут защитить «цифровых» детей. «Отцы» и «дети» оказались как будто в разных мирах. Но для наших детей виртуальный мир—такая же привычная среда обитания, как мир реальный. Необходимо сделать все, чтобы цифровая среда была не только полезной, но и безопасной.
…В редакцию обратились родители семиклассника одной из севастопольских школ. Их сын стал объектом травли. Одноклассники «не простили» подростку некоторые особенности физического развития (мальчик имеет легкую форму ДЦП), поводом для постоянных насмешек и унижений стали его внешний вид, манера говорить и одеваться. Основными «местами избиений» стали виртуальный мир, Интернет, личные страницы в социальных сетях. Долгое время подросток скрывал, что против него развернута самая настоящая информационная война. Оскорбительные посты, а то и откровенная ложь, распространяемая недругами, довели подростка до нервного срыва.

ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО

В аппарате уполномоченного по правам ребенка в Севастополе о подобных случаях знают не понаслышке. Там считают, что определить границы дозволенного в цифровом мире не менее важно, чем в привычном. Совместно с Крымской ассоциацией психологов и психотерапевтов в помощь педагогическому и родительскому сообществу была разработана брошюра, главной темой которой стала борьба с кибербуллингом—запугиванием, унижением, травлей, физическим или психологическим насилием, осуществляемыми при помощи Интернета и мобильного телефона.
Новое понятие «буллинг» (то есть длительное запугивание, унижение, травля, физическое или психологическое насилие, направленные против жертвы, которая не может себя защитить) получило свое название от английского слова bull—бык. В нашем языке ближайший аналог—это сленговое выражение «быковать». Кибербуллинг (cyber-bullying)—это виртуальный террор, чаще всего подростковый.
По статистике, 43% подростков в возрасте 12-17 лет постоянно сталкиваются с кибербуллингом, который совершается в Интернете или с помощью других электронных устройств. Чаще всего от подобных действий страдают девушки. 58% детей признались, что получали злые и обидные комментарии, когда находились онлайн. Опросы подростков показали: их сверстники занимаются кибербуллингом потому, что считают это забавным. 65% опрошенных считают, что их сверстники мстят кому-то, а 45% предположили, что занимаются буллингом, так как считают свою жертву хроническим неудачником или неудачницей. Главная же причина, по мнению подростков: кибербуллеры не опасаются возмездия.

АГРЕССОРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Действительно, в Интернете агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным. Виртуальный мир дает возможность травли 24 часа в сутки, независимость от времени и места. Один источник (фото, пост и т.д.) может использоваться множество раз. Неограниченно растет аудитория наблюдателей. Такой вид насилия не оставляет физических следов, незаметен для родителей и учителей. Жертва, как показывает практика, скрывает факт травли. А поводом может стать всё что угодно: внешность и личностные особенности—более 60%, увлечения и хобби—50%, сексуальная ориентация и национальная принадлежность—по 44%.
Исследования психологов помогают выявить аутсайдера. Вот примерный портрет: он не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно в свободное время находится дома в полном одиночестве; не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону); опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий его игнорируют…
При этом среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоцирующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают, реагируют на всё слезами или бегством. В школе или на улице они социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
Другая группа—провоцирующие жертвы. Они могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и постоянно готовы к борьбе. Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны, они являются жертвами, с другой—пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ

Специалисты разработали действенные приемы, позволяющие повысить уровень безопасности в виртуальном мире. По их мнению, не следует «кормить» тролля: отвечать на грубые, чувственные посты, искренне стараясь переубедить их авторов. Надо сохранять подтверждения фактов нападений. Следует заблокировать обидчика на всех форумах и сайтах, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички. Можно сообщить о произошедшем представителям социальной сети. После обращения представители сервисов обязаны расследовать ситуацию.
Если случай кибербуллинга покажется достаточно серьезным, следует обратиться к своим родителям, руководству школы (зачастую обидчик учится там же), к родителям обидчика. Психологи настоятельно рекомендуют в таких случаях изменить настройки профиля в социальных сетях. Дети должны понять: жить напоказ вовсе небезопасно. Следует сократить количество личной информации в открытом доступе.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

 

Российские школьники в среднем в полтора-три раза чаще своих сверстников из стран Европы и Северной Америки на себе ощутили, что такое травля в Интернете. Россия оказалась на первом месте из 42 стран по кибербуллингу среди детей 11 лет. Из тех, кто страдает от кибербуллинга, 56%—подростки. От пятого класса к шестому идет нарастание частоты ситуаций кибербуллинга, на шестой-седьмой классы приходится пик, и дальше—по нисходящей. Но в четверти случаев, наоборот, интернет-событие имеет продолжение в реальной жизни.

 

Как только стало известно, что допускается физическое насилие или психологическое давление в отношении ребенка, необходимо сообщить:
—на телефонную линию следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Севастополю «Ребенок в опасности» 123 (круглосуточно);
—в отдел по защите прав несовершеннолетних управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства образования Севастополя: ул. Кожанова, 6, каб. 8, тел. (8692) 48-13-53;
—в государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям»: ул. Пушкина, 18, тел. (8692) 54-31-74;
—в адрес уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе по адресу: ул. Ленина, 33, вторник, четверг с 15.00 до 18.00, телефоны: +7-978-100-33-93, 54-05-50.

 

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера