Всколыхнувшие память сороковые роковые…

Кибербуллинг—виртуальный террор

Очередное посещение музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея»… Внимание привлекает стенд с фотографиями с заключительного концерта смотра художественной самодеятельности защитников Севастополя в апреле 1942 года. Узнаю, что за март-апрель 1942-го свое искусство продемонстрировало более 3000 воинов Приморскай армии. Очень внимательно рассматриваю снимок акробатов. На стоящем в мостике партнере матрос исполняет элемент, именуемый «крокодил». «Как похож на отца»,—подумал я. То, что отец, артист цирка, воевал в Севастополе и в минуты затишья демонстрировал сослуживцам акробатические номера, клоунаду, выступал с политической сатирой, я знал из его писем. А вот в составе какого подразделения—неизвестно. Так я задался целью узнать: кто же изображен на фотографии?

 

Удалось выяснить, что автором снимка является корреспондент газеты Приморской армии «За Родину» Николай Аснин. Возможно, сохранился архив автора, и можно узнать, кого он снимал? Сотрудник Музея героической обороны и освобождения Севастополя Ирина Агишева пояснила, что есть еще фотографии с этого концерта, но, к сожалению, они без подписей. Через некоторое время у меня было уже семь снимков этого акробатического номера. «Так,—решил,—начало положено. Надо просмотреть подшивки газеты «За Родину» 1942 года. Может быть, один из снимков был опубликован?» Решил сделать запрос в архив Министерства обороны. И вскоре получил разрешение на ознакомление с интересующими меня материалами.
В читальном зале архива Министерства обороны листаю подшивку газеты. С первых строк понимаю, что не имею права ограничить свое любопытство поиском лишь одного снимка. Вчитываюсь в, кажется, сохранившие запах пороха строки внештатных корреспондентов… Они пишут о своих товарищах, только что отбивших очередную атаку врага. Вот по инициативе защитников города организуется Доска почета. Из номера в номер публикуются списки отличившихся в боях. Первым заносится имя прославленного снайпера—старшего сержанта Людмилы Михайловны Павличенко. Сообщается, что она уничтожила уже 254 гитлеровских бандита. «Великая честь,—сообщает передовица газеты 8 апреля 1942 года,—быть занесенным на армейскую Доску почета. Это признание доблести бойца, его высокого искусства, умения воевать».
Далее читаю о других защитниках города-героя: «Старшина 2-й статьи Коваль Николай Владимирович, разведчик, в течение марта истребил 41 немецкого солдата и офицера; …красноармеец Тельков Иван Филиппович, наводчик снайперского орудия, уничтожил пулеметную точку и 7 фашистов, вывел из строя противотанковую пушку…»
А вот в честь Дня печати объявляется конкурс на лучшую заметку, рассказ, стихотворение, частушку…
А в середине марта 1942 года проходит смотр художественной самодеятельности защитников города. Сразу вспоминается: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». И сердца солдат тянутся к искусству. Проявляют они в этом деле и смекалку, и высокое мастерство. Так, краснофлотец Авраменко из фанеры склеил скрипку и выступил на смотре. А старший сержант-орденоносец Донченко, вооружившись деревянными молоточками, ударяет по искусно подпиленным гильзам и извлекает знакомую мелодию «Сулико». Инструмент, рожденный на фронте, назвали гильзофоном. А артиллеристы одной части из снарядного ящика соорудили «гусли»…
Взрывом смеха отвечают слушатели, когда старший сержант Подкаменский, сержанты Шептунов и Ушаков, переодетые во фрицев, поют остроумные куплеты из переработанной на новый лад песенки «Все хорошо…» Одобрительными аплодисментами встречены сценки «У контрольной будки» и «Перепутанные желания», исполненные красноармейцами Думкиным и Логвиным. Красноармеец Агоян на армянском языке исполнил отрывок из трагедии Шекспира «Отелло».
Надо сказать, что только на заключительном концерте выступило 600 человек в трехстах номерах. «Проявляя мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками, они в то же время несут бодрую песню и музыку в красноармейскую массу, воодушевляют и поднимают боевой дух наших бойцов»,—пишет армейская газета. Читаю: «Кружок самодеятельности, которым руководит политрук Калужский, дал 40 концертов». Мысленно представляю концерт в землянке артиллерийской части. Делегаты от расчета орудия (всем позиции оставить нельзя) прослушав концерт, уговаривают артистов задержаться, обещая быстро прислать новых зрителей, ведь на позициях находятся самые лучшие защитники города. И, согласившись, артисты остаются и выступают еще раз… Потом еще… и еще.. А рассвет близок, надо успеть скрытно вернуться…
В газете печатаются отзывы о лучших коллективах Приморской армии. Искреннюю радость подарил слушателям грузинский хор под руководством красноармейца Полиджанова. Очень интересный по замыслу музыкальный монтаж «Утро в деревне» исполнил ансамбль, руководимый Героем Советского Союза лейтенантом Емельяновым. Радуют воинов выступления азербайджанского ансамбля «Дудуки» (руководитель—красноармеец Амиров) и джаза под руководством сержанта Шведова. Все участники демонстрируют творческую выдумку, слаженность, простоту, находчивость, что особенно ценно в самодеятельном искусстве….
А что же с фотографией акробатов? О них, к сожалению, ничего прочитать так и не удалось. Предположил, что в заключительном концерте могли быть показаны лучшие номера коллективов самодеятельности и Черноморского флота, и частей, не входящих в прямое подчинение Приморской армии. А военкор снимал всех выступающих. Ознакомившись с публикациями в «Красном черноморце» (газете Черноморского флота в годы войны), еще больше утвердился в этом.
«Неужели на фотографии отец? Его амплуа в цирковом номере было «нижний». Правда, на другом снимке он в стойке держит партнера… И потом: все трюки выполнены на ограниченном пространстве—столе. Это так по-цирковому…»
Мои рассуждения прерывает старшая сестра. Ей было восемь лет, когда она последний раз видела отца: «Чем больше всматриваюсь в фотографии, тем больше убеждаюсь, что это он. Фигура, шея, плечи… все такое родное…»
Как же хочется, чтобы это было действительно так…

 

В. ДОНЕМАН.

Фото любезно предоставлено редакции автором.

 

Другие статьи этого номера