В прошлом году за пределы своих регионов с целью туризма и отдыха выехало 37% россиян, при этом на каждого из них пришлось 2,9 поездки. Среди лидеров по количеству путешествующих—Москва, Дальний Восток и южные регионы с примерно одинаковыми показателями выезжающих (46-47%). Такие данные, полученные в результате исследования, озвучил на конференции в рамках выставки MITT директор по работе с клиентами отдела Digital исследований GfK Rus Петр Залесский.
Но вообще-то масштабное исследование GfK касалось жизненных принципов разных поколений россиян и заняло без малого двадцать лет. В 1997-м, 2001-м, 2008-м, 2014-м и 2018 годах более 2100 респондентов в возрасте от 16 лет (в проекте участвовали жители 239 населенных пунктов из 82 регионов) выбирали одно из двух оценочных высказываний.
Высказывания, например, такие: «Я больше сижу дома» или «Открываю для себя мир и больше путешествую». Как показало исследование, большинство россиян—домоседы: первый вариант выбрало более 60%. Примечательно, что среди молодежи таких 66%, а среди взрослого населения—61%. Почему? По словам Залесского, одна из гипотез заключается в том, что современные технологии позволяют путешествовать по миру и получать впечатления, не выходя из дома.
Кто же эти 37%, желающие путешествовать? 56%—мужчины, 59%—семейные с не очень высоким доходом, особенно если сравнивать с московским. Что касается занятности, то первыми идут офисные служащие (27%), затем—квалифицированные рабочие (14%) и пенсионеры (11%).
Еще высказывание на выбор: «Ищу перемен» или «Остаюсь верен своим привычкам». В 1997 году второй вариант выбрали 44% молодых людей в возрасте до 29 лет, в 2018-м—49%. «В целом россияне декларируют верность традициям и привычкам, но можно сказать, что сегодняшняя молодежь, сохраняя стремление к переменам, все-таки дрейфует вслед за взрослыми в сторону стабильности»,—отмечает эксперт.
«Люди и идеи должны иметь возможность перемещаться свободно» или «Сохранение национальной самобытности—превыше всего»? Как и двадцать лет назад, большинство россиян не видят необходимости в «железном занавесе», декларируя открытость миру: в 1997 году за сохранение национальной самобытности выступало лишь 26% молодежи, в 2018-м—25%. Среди взрослых—37 и 35% соответственно.
«В будущем наука и техника сделают нашу жизнь легче» или «Развитие технологий угрожает свободе личности»? По словам эксперта, молодые люди, как и прежде, полагаются на технический прогресс, однако вместе с этим наблюдается рост беспокойства, связанный с защитой личной жизни и персональных данных. «Это ли не обратная сторона технического прогресса?»—задается вопросом Петр Залесский.
Выбор вариантов «Я открыто демонстрирую свой успех» или «Стараюсь, чтобы успех не бросался в глаза» наглядно показал: и молодые люди, и старшее поколение в целом, похоже, прошли путь от демонстративного потребления к неприятию показного имущественного неравенства. «На рубеже 2015-2016 годов постепенно становится немодным кичиться своим достатком, и мы видим, что среди молодежи эти настроения стали преобладающими: в 2014 году скромность предпочитали лишь 48% молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, сегодня таких уже 66%»,—пояснил эксперт.
За последние 20 лет остались преобладающими фокусировка на собственной личности и запросах, ожидание перемен, но при этом стремление оставаться в зоне комфорта, работать в удовольствие, не напрягать и не напрягаться, подводит итог Петр Залесский. А также поддержка общепринятых норм и правил, конформизм и стремление к сотрудничеству. Как в фильме «Курьер» 1986 года, когда главный герой говорит: «А принципы самые несложные: хотелось бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. И еще поменьше работать». Вопрос: «Что изменилось?» Практически ничего. (RATA-news).