Обыкновенный вандализм, или Кто рисует на стенах?

ЕГКС—не выходя из дома

О том, что на стенах рисовать нехорошо, объясняют ребенку детсадовского возраста. Кто же тогда размалевывает город жуткими надписями и странными, мягко говоря, рисунками?

 

Они живут среди нас—люди, чье представление о прекрасном имеет явно извращенный характер. Иначе как объяснить, что свежевыкрашенная стена дома, новые ворота или облицовка памятника притягивают пачкунов словно некий магнит. Психологи отмечают факт древности подобного явления. Мол, «здесь был я» писал еще человек пещерный. Кто-то начинает рассуждать о граффити (произошло от итальянского слова graffito—«нацарапанный»): искусство это или вандализм? Честно сказать, эти уловки больше не работают. Надоело! Наблюдая, как город, изо всех сил старающийся преобразиться и похорошеть после десятилетий запущения и упадка, оскверняется уличными рукоблудами, на душе становится скверно.
Поражают масштабы испачканного, а по сути, испорченного городского пространства. Едва ли не на каждом здании в центре города, будь то жилой дом, аптека или магазин, можно увидеть следы краски из аэрозольного баллончика. Какие-то символы, иностранные слова, выписанные в вычурной, претензионной манере,—это явно не урбанистическая живопись, не стрит-арт, а скорее, не выявленная своевременно шизофрения.
Считается, что развитие граффити началось в США и пришлось на 70-80-е годы прошлого столетия. Связано это было с увеличением производства аэрозольных красок и, соответственно, доступа к ним. Самыми горячими поклонниками уличного «искусства» оказались подростки—так они могли проявить себя, бросить вызов устоявшимся общественным нормам. Особенно хорошо эта субкультура, сообщают справочники, прижилась в бедных районах Латинской Америки.
Думается, что ключевое слово здесь—«бедные». Давно подмечено, что рука об руку с нищетой шествуют грязь и падение нравов, ничего общего не имеющие ни с одним из способов творческого самовыражения.
Уродование памятников архитектуры, городского пространства—это и есть обыкновенный вандализм. Это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, обезображивание улиц, будь то тихий ухоженный дворик или безупречно чистая стена,—ничего не жаль пачкуну. Главное—оставить о себе «память».
Встречается и вовсе необъяснимое. Например, на улице Гоголя надпись на стене одного из домов около остановки общественного транспорта гласит: «Грек! Жизнь дерьмо. Прыгай!» Кто-то приписал ниже: «Ты, придурок, с дуба рухнул или как?» Достаточно в городе стихийных «настенных» призывов религиозного содержания, предвыборной агитации…
Есть и криминал: с помощью аэрозольных баллончиков и трафарета на стены домов наносят информацию наркокурьеры. Указывают сайты, на которых можно купить синтетический препарат, подсказывают места «закладок» наркотиков. «Трафаретчики» регулярно обходят районы, где живут их клиенты. Так что не все так безобидно, как может показаться на несведущий взгляд.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

На снимке: «несмываемый позор» в центре города.
Фото Д. Метелкина.

 

Административная ответственность

Основная статья, которая используется в настоящее время против того, что представляет собой стрит-арт на практике,—это 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за незначительное повреждение чужого имущества. Это штраф в размере от 300 до 500 рублей. Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ. Она предусматривает наказание за мелкое хулиганство—штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток. Однако если нарушители окажут неповиновение, то размер штрафа увеличивается до 2500 рублей.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера