Прокуратура Севастополя. Пятилетие в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура Севастополя. Пятилетие в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации

После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации перед федеральными и вновь созданными региональными органами власти стояла масштабная задача по интеграции нового субъекта—города федерального значения Севастополя—в экономическую, финансовую и правовую системы Российской Федерации.
В 2014 г. в кратчайшие сроки были решены вопросы гражданства, социального обеспечения, выплаты пенсий, функционирования судов и правоохранительных органов, создана система региональных органов власти. С позиции правоприменителя прокуратура города отмечает, что значительная заслуга в этом принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, которым были оперативно приняты необходимые для интеграции Севастополя в состав Российской Федерации законодательные акты.
По истечении пятилетнего периода Севастополь является полноправным субъектом Российской Федерации, в котором обеспечено единство правового пространства, внедрены общефедеральные нормативы и стандарты, информационные системы, проводятся всеобщие демократические выборы в органы власти всех уровней, а также реализуется масштабная федеральная целевая программа развития инфраструктуры.
При этом отмеченные задачи решались не только в условиях интеграционных процессов, но и под влиянием значительного объема накопившихся до 2014 г. инфраструктурных проблем, ранее возникших спорных правоотношений, в первую очередь—в земельно-имущественной сфере.
Прокуратурой города в соответствии с возложенными на нее функциями и задачами принимались меры по обеспечению законности и был внесен определенный вклад в положительную динамику развития Севастополя с 2014 года.
Так, при непосредственном участии прокуратуры города к настоящему времени в целом завершен процесс формирования региональной и муниципальной правовой базы, принято более шести тысяч нормативных правовых актов. Следует отметить, что в составе Украины (унитарного государства) Севастополь не обладал таким объемом нормотворческих полномочий, поэтому в 2014 году построение региональной правовой системы начиналось фактически заново.
Правотворческий процесс в органах государственной власти Севастополя за пятилетний период совершил качественный скачок в развитии, чему не в последнюю очередь способствовали принятые прокуратурой города меры реагирования. В частности, если в 2015-2016 гг. прокуратура вносила комплексные акты реагирования, в которых отмечались систематические факты превышения компетенции, неопубликования нормативных правовых актов, типовые нарушения, то к настоящему времени поводы для прокурорского вмешательства, как правило, имеют точечный характер.
С целью обеспечения единства правового пространства за прошедшие пять лет по актам прокурорского реагирования в соответствие с федеральным законодательством приведено 247 нормативных правовых актов, а с учетом инициативных форм участия в правотворческом процессе деятельность прокуратуры города послужила поводом для принятия или корректировки более 900 нормативных актов.
Например, прокуратура добилась внедрения в региональное законодательство важных правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации о недопустимости ограничения социальных прав граждан в зависимости от факта регистрации по месту жительства. Благодаря вмешательству прокуратуры города в регионе сформирована правовая база для обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с 2017 года начато регулярное предоставление жилых помещений. Актами прокурорского реагирования на нормативные акты защищены интересы значительного числа граждан при взимании родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных учреждениях.
Прокуратура города является автором регионального закона об административных правонарушениях и основным субъектом правовой экспертизы при внесении в него изменений. В результате этого полностью исключены факты установления административной ответственности на региональном уровне с превышением компетенции.
За прошедшие пять лет в сфере надзора за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан выявлено более 36 тысяч нарушений закона, по протестам прокуратуры города отменены или изменены 942 правовых акта, судами рассмотрено и удовлетворено 2033 исковых заявления, внесено 4763 представления, по результатам рассмотрения которых 6139 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, о недопустимости нарушений закона предостережено 170 лиц.
Вхождение Севастополя в состав Российской Федерации серьезным образом затронуло социальную сферу. При этом на федеральном уровне незамедлительно были приняты все необходимые правовые и организационные меры по доведению уровня социального обеспечения населения нового субъекта до общероссийских стандартов при сохранении льгот и гарантий, которые предоставлялись гражданам в соответствии с законодательством Украины.
Изменение правовых оснований предоставления мер социальной поддержки, обновление баз данных и переоформление документов по объективным причинам повлекли возникновение спорных ситуаций, в рамках которых прокуратура города отстаивала законные права и интересы граждан.
Так, после вмешательства прокуратуры города решены вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, для них созданы рабочие места, обеспечен доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Меры прокурорского реагирования способствовали оснащению медицинских учреждений необходимым инвентарем, организации поставки лекарственных средств. После внесения актов прокурорского реагирования восстановлены жилищные права десяти ветеранов Великой Отечественной войны и трех инвалидов.
При этом имели место и противоположные спорные ситуации, когда отдельные граждане ошибочно требовали предоставить им льготы и гарантии, которые в законодательстве Украины только декларировались, а на практике никогда не предоставлялись. В ходе судебных процессов об оспаривании соответствующих нормативных правовых актов прокуратура города, напротив, отстаивала бюджетные интересы и с опорой на правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации указывала на необходимость учета реального уровня социальных гарантий. Принятые судебные акты подтвердили позицию прокуратуры города.
Процесс массовой перерегистрации предприятий и переориентации производственных связей, общее изменение экономических условий на определенном этапе повлекли рост задолженности по заработной плате, в том числе на государственных унитарных предприятиях, распространение неформальной занятости, выплату «серой» заработной платы, что не осталось без внимания прокуратуры города.
С 2014 года по мерам прокурорского реагирования погашена задолженность по заработной плате на сумму более 213 млн рублей, и в настоящее время в Севастополе, по официальным статистическим данным, задолженность по заработной плате отсутствует. При этом прокуратура города систематически выявляет и принимает меры к погашению скрытой задолженности перед работниками: только за 2018 г. погашено 39,9 млн рублей такой задолженности.
Проводилась и работа по ликвидации административных барьеров и фактов избыточного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов со стороны органов власти. Так, прокуратура добилась выполнения контролирующими органами требований федерального закона от 29.11.2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которым определены сокращенные сроки проверок и установлены другие льготные для предпринимателей условия. За прошедшие пять лет прокуратурой города отказано в согласовании около 50% плановых (при формировании ежегодных планов) и внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов.
Наибольшее количество проблемных ситуаций в прошедшем периоде возникло в сфере земельных и градостроительных отношений, на что повлияли как объективные процессы переоформления документации и переноса сведений о ранее учтенных объектах в Единый государственный реестр недвижимости Российской Федерации, так и последствия бесконтрольного распределения земель и непродуманной градостроительной политики в период Украины. Большую часть этих проблем еще предстоит решить. Именно поэтому специальный режим регулирования земельных и градостроительных отношений на территории Севастополя продлевался уже дважды, в настоящее время он установлен до 2023 года. Однако и за прошедшие пять лет решен существенный объем задач, чему в том числе способствовала работа прокуратуры города.
Так, принятые прокуратурой меры способствовали исправлению ситуации с нарушениями сроков рассмотрения обращений граждан о переоформлении документов на земельные участки. Если в 2017-м количество таких обращений, не рассмотренных в установленный срок, доходило до нескольких тысяч, то в настоящее время эти факты носят единичный характер и получают принципиальную оценку со стороны прокуратуры в виде привлечения виновных лиц к административной ответственности.
По инициативе прокуратуры города правительство Севастополя приступило к разработке и согласованию с уполномоченным федеральным министерством регионального закона, необходимого для решения достаточно острой проблемы ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, построенных в украинский период на средства граждан, с отступлениями от градостроительных нормативов. Кроме того, по результатам анализа материалов надзорной деятельности прокуратура города инициировала проработку основополагающего вопроса о порядке управления земельными ресурсами на территории города с точки зрения необходимости деления земель на категории.
Особое внимание уделено общественно-политическим процессам, происходящим в регионе. При проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, включая первые в истории города прямые выборы губернатора Севастополя, не допущено серьезных нарушений избирательного законодательства, волеизъявление граждан осуществлялось без нарушений общественного порядка в спокойной обстановке.
Прокуратура Севастополя инициировала работу по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, в том числе образовательных учреждений и торгово-развлекательных комплексов.
Сразу же после принятия Севастополя в состав Российской Федерации прокуратурой города реализован комплекс организационных, практических и учебно-методических мероприятий по организации уголовно-процессуальной деятельности на территории региона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Строгость и формальная определенность уголовного процесса исключали возможность установления каких-либо временных переходных периодов в этой сфере, что потребовало значительных усилий всей правоохранительной системы.
В 2014 году органами дознания и предварительного следствия оперативно проведена перерегистрация уголовных производств, досудебное расследование по которым проводилось органами предварительного расследования Украины. В свою очередь, органами прокуратуры проведены комплексные проверочные мероприятия с целью обеспечения законности принятых по ним решений об отказе в возбуждении уголовных дел.
После решения вопросов организации текущей уголовно-процессуальной деятельности по инициативе Министерства внутренних дел Российской Федерации под общим руководством прокуратуры города проведена объемная работа по определению подследственности уголовных дел, возбужденных на территории Севастополя до ноября 2012 года, предварительное расследование по которым было приостановлено. По результатам проведенной работы прокурорами определена подследственность по 5,5 тысячи преступлений прошлых лет и созданы необходимые условия для принятия по уголовным делам законных и обоснованных процессуальных решений.
Принимаемые прокуратурой города меры координационного характера способствовали укреплению законности и правопорядка. В регионе с 2014 года наблюдается устойчивая тенденция по снижению количества зарегистрированных преступлений, повышается раскрываемость. Так, в 2014-м зарегистрировано 5703 преступления, из которых раскрыто 20,2%. В 2018 г. зарегистрировано на 29,4% меньше преступлений (4083), при этом раскрываемость возросла до 59,6%.
Серьезным достижением при осуществлении правосудия является начало функционирования в Севастополе с 2018 года суда присяжных. Благодаря прямому участию прокуратуры города своевременно сформированы основные и запасные списки присяжных, до начала действия судов присяжных проведена работа по обучению прокурорских работников с привлечением представителей судейского корпуса, обеспечено информирование населения о новом институте.
Безусловно, прошедшее пятилетие показало определенные проблемы в практической реализации задач развития Севастополя на региональном уровне. Это касается эффективности использования значительных объемов бюджетных средств, задержек при разработке градостроительной документации, переноса сроков реализации некоторых проектов и других вопросов.
Однако указанные проблемы не имеют характера непреодолимых. При существующем уровне внимания к вопросам развития Крыма на федеральном уровне и должном отклике региональных органов власти они могут быть решены в ближайшей или среднесрочной перспективе.
Прокуратура города в соответствии с возложенными на нее функциями и задачами обеспечит участие в работе по дальнейшему развитию региона.

 

А. КАРПЕЕВ, старший помощник прокурора города по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления.

Другие статьи этого номера