Вывести «из тени». Кого коснётся «гаражная амнистия»?

На пути к профессии следователя

Минэкономразвития подготовило проект закона «О гаражах…», который в народе уже назвали «гаражной амнистией», пишет «АиФ».

 

Впрочем, слово «амнистия» не совсем подходит для данного законопроекта. Никого прощать, освобождать и уж тем более раздавать земли под гаражами-самостроями государство не собирается. «Некоторые послабления предусмотрены для тех, кто возвёл индивидуальный гараж или использовал его в кооперативе до введения Градостроительного кодекса РФ, то есть до 30 декабря 2004 г. (почти 15 лет назад). Этим гражданам предлагают упрощённую схему легализации при представлении необходимых справок. Например, оформление земли в аренду сроком на пять лет без проведения торгов,—говорит гендиректор юридической компании Алексей Петропольский.—В остальном проект закона направлен на наведение порядка в гаражной сфере и легализацию гаражей в стране. Пока там творится настоящий бардак. Сейчас официально зарегистрировано лишь 20-30% сооружений, называемых гаражами. В законодательстве нет даже такого понятия, как «гараж».
Проект же закона предлагает ввести такие понятия, как «индивидуальный гараж» (он может иметь подвал или погреб, общие с другими гаражами стены, крышу и фундамент), «машино-место», «коллективный гараж», «территория гаражного назначения», «гаражный кооператив». Все они относятся к капитальным строениям, которые имеют фундамент.

Как помогут инвалидам

«В целом от законопроекта ожидается большой социальный эффект,—говорит директор департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Алексей Бутовецкий.—Например, законопроект вводит понятие «некапитальный гараж». Это даст возможность предоставлять инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для машины вблизи их местожительства (по закону «О соцзащите инвалидов в РФ»). В настоящее время бывают трудности с формированием земельного участка для строительства гаража или стоянки на территории, занятой многоквартирными домами. Часто инвалиды, желающие получить участок земли, несут расходы за внесение изменений в проекты планировки и межевания».
Законопроект планируется внести в правительство в мае, а заработать он может уже с 2020 года. При этом он не касается гаражей, которые построены рядом с индивидуальными и садовыми домами (такие гаражи считаются вспомогательными объектами и регистрируются иначе), а также подземных гаражей и тех, которые находятся внутри многоквартирных домов и коммерческих объектов, например торговых и офисных центров.

«Гаражная экономика»

Отдельным пунктом в законе указано: «Использование индивидуальных гаражей, некапитальных гаражей и машино-мест для осуществления в них предпринимательской деятельности не допускается». Это означает одно: государство обратило внимание на «гаражную экономику», в которую вовлечены миллионы граждан.
В гаражах производится почти всё—от мебели до сосисок, от водки до тротуарной плитки. Там размещаются автомастерские, шиномонтажи, зерносклады. По новому закону гаражи можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд.
Все капитальные строения стоит зарегистрировать в «Росреестре», получить на них право собственности и платить налог на имущество. При этом в Минэкономразвития подчёркивают: регистрировать объекты недвижимости в ЕГРН—это право граждан, а не обязанность.
Сейчас в РФ зарегистрировано всего 37000 гаражно-строительных кооперативов, а на кадастровый учёт поставлено лишь 5,6 млн гаражных объектов. Как будут выводить «из тени» остальных? Об этом можно прочитать в проекте закона: «До 1 января 2022 г. органы местного самоуправления поселений или городских округов осуществляют мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и оказание содействия гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки…»

Другие статьи этого номера