Под звон кастаньет

Льготный проезд—по ЕГКС

При упоминании Испании и зимой виртуально ощущаешь испепеляющее солнце, слышишь звон кастаньет. Эти чувства становятся зримыми тогда, когда на сцену выходят артисты студии испанского танца «Фламенко» Балаклавского центра культуры и досуга.

 

—Фламенко,—сказала руководитель коллектива Надежда Ханбекова в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя»,—это присущий испанцам исполнительский стиль, а также, как сказано в заслуживающем полного доверия источнике, «музыка, песни, танцы, связанные с южноиспанским искусством».

—Удивительно, фламенко—это и исполнительский стиль, и, пожалуйста, песни, танцы, музыка.

—Добавлю от себя: фламенко не обошлось без влияния цыган…

—В своем оставшемся в глубинах времени детстве наблюдал нашествие цыган на сеансы «Бродяги» и других индийских фильмов. Некогда оставив свою прародину, представители этого народа в течение веков преодолели огромное расстояние, пока на Пиренеях не уперлись в океан.

—Мы не сторонимся эстрады, джаза, модерна, танцев иных направлений. Однако предпочтение отдаем огненному, задорному, озорному, темпераментному фламенко без примеси иных жанров и стилей.

—Десять, может, чуточку больше лет назад в Балаклаву на родную сегодня вам сцену неведомо каким ветром занесло любительский фольклорный танцевальный коллектив из французской Нормандии. Что это были за танцы! По-моему, другим европейским народам тоже есть чем гордиться. Но самые-самые музыкальные нации определены великим Петром Ильичом Чайковским. Его балетный шедевр «Лебединое озеро» вместил в себя русский танец, венгерский, итальянский… Испанский вы включили в программу состоявшегося в первых числах апреля в Балаклаве концерта «Фламенко».

—Как же не танцевать под музыку Чайковского, если она навеяна Испанией! Конечно же, вы заметили и чарующую мелодию из оперы Бизе «Кармен»—тоже дыхание Испании. Почва целого направления в мировом музыкальном искусстве—это прежде всего классика, если она существует, родившегося под небом Пиреней фламенко.

—Надежда Ивановна, расскажите, пожалуйста, о руководимом вами коллективе, возможно, единственном в своем роде в Севастополе.

—Впервые мы собрались вместе года за три до «Крымской весны». Не раз коллектив менял адрес. Нынче наш дом—в Балаклаве. О желании заниматься у нас заявляют многие. Но я с первого взгляда улавливаю, кто закрепится в коллективе, а кто не готов на, не побоюсь этих слов, изнурительный труд, иногда не только на репетициях и занятиях в зале, но и дома, если это требуется. У меня нет стремления к массовости. В нашем деле она не всегда желательна. В списке «Фламенко»—16 человек. Десять из них готовы к выходу на сцену.

—Определенно, среди них есть лидеры.

—Это те, кто раньше уже проходил школу хореографии. Елена Тихонова—одна из солисток. Репетиции у нас проходят 2-3 раза в неделю. За шесть лет не припомню случая, чтобы Лена пропустила хотя бы одну из них. Это при том, что живет она в Бахчисарайском районе. Приятно назвать Елену Афонину, Маргариту Комину и далее всех по списку.

—Уверен, кроме Балаклавы, вам доступны другие концертные площадки.

—Мы откликаемся на приглашения выступить на подмостках знаменитой «Ракушки» в центре города, на палубе военного корабля, в санаториях и домах отдыха Южнобережья. В прошлом году мы вышли победителями проводившихся в Севастополе и Симферополе трех представительных хореографических фестивалей и конкурсов. При Украине совершили гастрольную поездку за море, в Турецкую республику и Дубаи. Там нас приглашали выступать на постоянной основе. Поблагодарив, отказались, ведь у моих артисток есть мужья, дети, пожилые родители. Вот-вот мы должны были выехать в одну из стран Балтии, в Польшу, во Францию, возможно, и в Испанию. О заграничной поездке пришлось забыть в связи с произошедшими пять лет назад переменами в жизни севастопольцев и крымчан. Нынче вновь забрезжила возможная гастрольная поездка за рубеж. Надо, как говорится, держать порох сухим.

—На состоявшемся в Балаклаве концерте я сбился со счета ваших изумительных сценических костюмов.

—Моя дочь Оля, музыкант по образованию, живет в Москве. Она замужем за человеком, который помог ей открыть собственное дело. В настоящее время она выполняет ответственные заказы по пошиву изысканных нарядов не только москвичам, но и модницам из Японии, Испании и других стран. Все костюмы, которые вы видели на артистках «Фламенко», пошиты дочерью. Замечу: каждое такое платье—дорогое удовольствие.

—Зато какие красавицы ваши воспитанницы в роскошных платьях, с веерами в руках!

—Иногда я их не узнаю, вспоминая первый день знакомства с ними. Все—прекрасные царевны. Они статные, заметно прибавили в самооценке. Некоторые (смеется) поставили на место своих мужей.

—Бедные мужья. Хотя почему бедные? После концерта они ринулись на сцену с букетами цветов. Их переполняла гордость за очередной успех жен и матерей их детей, которые тоже не усидели в зале.

—Успех концерта разделили женский вокальный ансамбль «Гармония», гитарист и певец А. Васильев, юный аккордеонист А. Кухаренко.

—Вижу, Надежда Ивановна, вы сами хоть сейчас готовы выйти на сцену.

—Я так и поступала до 2018 года. В далекие 60-е годы минувшего века я прошла в Ленинграде школу высшего профильного учебного заведения ВЦСПС, в настоящее время это Гуманитарный культурологический университет профсоюзов. В то время преподавали замечательные, известные в городе на Неве педагоги, такие как Юрий Громов, Надежда Тарасова. Позже я не упускала случая повысить свой образовательный уровень на проводившихся в крупных культурных центрах страны семинарах, курсах. Жизнь жены морского офицера кочевая. Мне не удалось выйти на люди в составе широко известного танцевального коллектива. И в Прибалтике, и на Камчатке выпало быть на публике вместе с артистами созданных мною любительских коллективов. Зритель принимает их, как своих, самых близких.

—Надежда Ивановна, о чем мечтаете?

—Встретить надежного благотворителя. Уж его мы не подведем.
Интервью провел

 

А. Калько.

На снимках: Н.И. Ханбекова; на сцене «Фламенко».

Фото автора.

 

В ходе беседы о любимом деле Надежда Ивановна, не желая того, может удивить слушателей. Например, ею сказано, что «Фламенко» открыто для людей всех возрастов. Мало того, люди постарше—самое то для обожаемого ею танца. В этом видится стремление сохранить коллектив художественной самодеятельности в чистом виде без претензий на статус профессионалов. У каждого есть право на любовь благодарных зрителей.

Другие статьи этого номера