«Все рифмы земли»

«Все рифмы земли»

Выпуск «Зеленой лампы»—литературно-художественного альманаха 1-й гимназии имени А.С. Пушкина—всегда заметное событие в культурной жизни города. В последний день минувшей недели на малой сцене драматического театра имени А.В. Луначарского читающей публике был представлен 50-й номер издания.

 

В самом начале вечера были оглашены впечатляющие сведения: «Зеленую лампу» зажгли 19 октября 1992 года. Технология в полиграфии тех дней позволила воспроизвести один к одному тексты, отпечатанные на механической пишущей машинке. Готовясь к этапной презентации, кто-то подсчитал численность авторского актива альманаха за 27 с лишним лет—около 600 человек: учащихся, преподавателей гимназии. На свет «Зеленой лампы» слетались также выпускники учебного заведения минувших лет, его друзья из различных уголков страны. Общий тираж альманаха достиг 15000 экземпляров.
Уложи их в одну линию—получится тропка, равная расстоянию взлетно-посадочной полосы для самых современных реактивных аэробусов. «Взлетно-посадочная полоса»—сказано вовсе не для красного словца. «Зеленая лампа» дала старт в журналистику, в литературу ряду ее авторов. Тихон Синицын—один из них. Произведения выпускника гимназии имени А.С. Пушкина публиковались в московской «Литературной газете», кстати, основанной А.С. Пушкиным. Тихон Синицын—член редколлегии альманаха, поэт и художник. Его стихи излучают яркие краски, а рисунки—поэтичны. Редкое явление, разве что открыть сборники Максимилиана Волошина. В юбилейном номере помещены стихотворение и рисунки Тихона Синицына. Вид Феолента в его исполнении—украшение обложки.
Запомним имена нынешних старшеклассников—Александры Фортун, Милены Крестовниковой, Ильи Рожкова, Ильми Решидова. На вечере, посвященном выходу 50-й «Зеленой лампы», ребята читали свои стихи.
Сборник-юбиляр отличается от 49 своих предшественников. Он составлен из «гвоздевых», пиковых публикаций некоторых предыдущих лет: это стихи Владимира Гуда (Санкт-Петербург), Светланы Юкилевич, ялтинца Сергея Новикова, Андрея Агаркова, крымчанина Юрия Макеева, Андрея Власова из Великих Лук, Людмилы Резник, Бориса Лившица, ныне живущего в израильском Кармиэле.
В новейшей нашей истории 1-й севастопольской гимназией стала городская средняя школа № 1. С 1934-го по 1938 год в ней учился писатель, известный общественный деятель Александр Круглов. Его отец, Георгий Андреевич, директорствовал в средней школе № 1, а мать, Мария Дмитриевна, преподавала русскую словесность. Александр Георгиевич—современник многих ныне живущих севастопольцев, но вряд ли он держал в руках «Зеленую лампу». Редколлегия альманаха решила поместить в юбилейном номере воспоминания сына о родителях. Таким же образом редколлегия издания вспомнила ушедшего от нас Виктора Ингерова, а также Юрия Бобылева, Евгения Барулина, Марию Виргинскую и других выпускников далеких-предалеких лет.
Стоит взглянуть на список редколлегии первого номера «Зеленой лампы» и самого свежего, то есть 50-го. В течение всех, считай, 27 лет в состав редколлегии входили нынешний директор гимназии, а в прошлом—учитель русского языка и литературы В.А. Оганесян, учителя-словесники и широкоизвестные в городе и далеко за его пределами поэты, члены Союза писателей России Борис Бабушкин и Николай Ярко. Заслуженно на вечере их называли отцами-основателями альманаха.
Виктор Оганесян наделен многими человеческими качествами, симпатичными ребятне. По душе была учащимся прошлого и его пышная шевелюра, которую с трудом воспринимали чиновники от образования. В 50-м номере «Зеленой лампы» Виктор Альбертович предложил повторить написанный в 2000 году рассказ «Тобик»—произведение о собаке с признаками некоторых известных пород. Если же вчитаться, то рассказывается не столько о дворняге, сколько о человеческой доброте, любви к братьям нашим меньшим. Но прочитал на вечере директор свой рассказ о курьезном случае, приключившемся с ним в пути. В Симферополе автор отстал от поезда, который ушел в Севастополь с вещами, документами и всем прочим без хозяина. В.А. Оганесяну пришлось добираться в закрытый в то время город через посты строгих патрулей, одетым, так сказать, не по форме.
На рубеже веков точно в такую же ситуацию попал и Константин Паустовский, о чем он написал в своей «Повести о жизни». Константин Георгиевич ведать не ведал, что его горький опыт в точности повторится почитателем его таланта.
Рассказ В.А. Оганесяна был напечатан в предыдущем, 49-м номере «Зеленой лампы», целиком посвященном творческому наследию К.Г. Паустовского. Альманах каким-то образом оказался в Московском музее-центре писателя-классика. Тематический его выпуск так пришелся по вкусу музейщикам, что они принялись собирать бандероль в Севастополь. В почтовое отправление поместили художественно оформленные благодарственные письма на имя В.А. Оганесяна и Б.М. Бабушкина за воспитание увлеченных литературным творчеством учащихся и за пропаганду духовного наследия К.Г. Паустовского.
Естественно, по соответствующим датам выходят пушкинские номера «Зеленой лампы»—номера с произведениями о героическом прошлом любимого города. В кульминационный момент отечественной истории авторы «Зеленой лампы» подали свой голос против посягательств на использование русского языка, против попыток фальсификации событий минувшего.
…Юбилейный номер альманаха открывает написанное Борисом Бабушкиным стихотворение «Пятидесятый». Его заключает строфа:
Пусть же свет нашей «Лампы зеленой»,
Провожая в моря корабли,
Даст метафоры в прозу влюбленным,
А поэтам—все рифмы земли.
Пусть ключевые слова стихотворения и станут заглавием этих заметок.

 

А. КАЛЬКО.

На снимках: В.А. Оганесян читает свое произведение; 1-й и 50-й номера альманаха.
Фото автора.

Другие статьи этого номера