Путь к вершине

В честь Анны Ахматовой—«последней херсонесидки»

В Севастополе представлен проект создания инновационного детского образовательного учреждения, создаваемого с целью формирования у воспитанников уважительного отношения к сельскому труду и подготовки качественного кадрового резерва для аграрной отрасли. Группа единомышленников—разработчиков проекта «Алибаирский лицей»—намерена построить в городе учебный комплекс, где 620 детей будут получать высокую академическую подготовку, сочетающуюся с воспитанием силы характера, физическим здоровьем и глубоко осознанной любовью к отечественной истории и культуре.

 

Детский город под горой

В обласканной солнцем Байдарской долине, под горой Али-Баир, может раскинуться уникальный детский город. Школа, детский сад, открытый и закрытый спортивные комплексы, театр и школа искусств, общественный центр, жилые корпуса для проживания учеников старшей школы, учителей и сотрудников лицея, медицинский центр—все это создается для получения детьми от рождения до 18 лет гармоничного образования, сочетающего в себе изучение наук, изящных искусств, занятия спортом, воспитание физической культуры.
«Мы создаем воспитательно-образовательный комплекс «Алибаирский лицей». Название, конечно, отсылает к топонимике (лицей будет расположен под горой Али-Баир), но главное не в этом. Али-Баир в переводе с татарского—«высокая гора». И в этом смысле для наших детей обучение станет своего рода восхождением на вершину горы, становлением мыслящей органичной личности»,—рассказывает руководитель проекта ученый-физик Татьяна Щеголева.
Финансирование проекта взял на себя российский бизнес, в том числе в сформированную организационную структуру вошли два севастопольских предприятия—резиденты СЭЗ. Общий объём инвестиций в период до 2023 года составит 5,7 млрд рублей.

Проект другого уровня

Раскинется Алибаирский лицей на площади 62 гектара. Это честно выкупленные инициаторами проекта 25 земельных участков у пайщиков—некогда бывших работников колхозов. К моменту приобретения земля, как и возвышающаяся над будущим лицеем гора, представляла собой импровизированную свалку. Еще не получив разрешения на строительство, участники проекта уже приводят в порядок свою землю и совместно с Орлиновским муниципалитетом приступили к уборке самой горы Али-Баир. Более того, в планы инициаторов проекта занесены расчистка русла р. Байдарки от искусственных несанкционированных плотин и свалок мусора и организация рекреационной зоны горы Али-Баир (уборка территории, учёт, контроль и сохранение можжевеловых насаждений).
«Земли, которые выкуплены нами у собственников, окружены особо охраняемыми природными территориями, находятся во II, III поясе зоны санитарной охраны Чернореченского водохранилища, но предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. При этом природоохранное законодательство устанавливает серьезные ограничения на ведение такой деятельности. Поэтому они так долго пустуют: из-за того, что рядом находится Чернореченское водохранилище, нельзя использовать удобрения, размещать животноводческие предприятия, организовывать сельскохозяйственный слив и так далее.
Наш лицей, безусловно, будет иметь сельскохозяйственный уклон, но в любом случае земли придется переводить в категорию общественно-деловой застройки. И в этой связи нам было очень странно услышать то, что якобы мы пытаемся понастроить там высотные апартаменты и продать. Видимо, за долгие предшествующие годы в Севастополе привыкли именно к такому виду «бизнеса». Но мы реализуем проект совершенно другого, инновационного уровня!»—говорит Шеголева.
На самом деле соотношение территорий, предназначенных для обучения и временного проживания, исчисляется как «один к одному». Но общая площадь застройки, как говорится, под фундаментами, составляет из 62 гектаров всего 15.
Семейные общежития лицея представляют собой отдельно стоящие полутораэтажные дома на одну или две квартиры: они сдаются семьям воспитанников детского сада и учеников школы 1-6-го классов на период их обучения. Начиная с 7-го класса ученики школы проживают в корпусах лицейского общежития для старших воспитанников. Причем застройка (как учебная, так и жилая) являет собой архитектурное решение в гармоничном сочетании с природой: контур крыш зданий будет повторять контур горной гряды, «обнимающей» лицей. Все жилые помещения остаются в собственности образовательного учреждения без права выкупа.

Наука? Фантастика!

Если отнять от 62 гектаров 15, то остаются еще 47. Вот эта территория и составляет самую интересную часть проекта: на ней создается научно-экспериментальный парк лекарственных растений. Занимаясь этим парком под руководством ученых из Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева и с факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, дети будут получать не только знания, но и практический трудовой опыт.
«В наших школьных кластерах предполагаются и научные лаборатории,—продолжает ученый.—Задача: привить детям любовь к земле. В аграрной отрасли России потрясающая нехватка кадров. Их просто нет. Уроки биологии, ботаники, химии будут проводиться на научной базе. Будут работать сельскохозяйственная мини-ферма, производственные мини-линии. Современная аграрная отрасль очень модернизирована, но об этом у нас никто не знает! Дети будут знакомиться с применением биотехнологий в сельском хозяйстве. Создается лаборатория микро-клонирования, где не из семян, из которых непонятно, сколько и что взойдет, а из одной выделенной здоровой клетки будет клонироваться здоровый качественный материал для посадки».

Ботанический сад для Севастополя

Сквозь территорию лицея протекает ручей Биюк-Мускомья. И кроме того, что проектировщики намерены обеспечить организацию водопропуска в месте пересечения ручья Биюк-Мускомья с дорогой на с. Широкое, вдоль его русла будет создан парк с теми же лекарственными растениями, культивируемыми лицеистами. Открытый парк! Ботанический сад, где будут проходить аграрные мастер-классы, организован семейный экодосуг, будет доступен для всех севастопольцев.

Оно нам надо?

Именно серьезное противоречие между назначением земель под сельское хозяйство и природоохранным законодательством делает аграрную деятельность в Байдарской долине весьма затруднительной. Вести интенсивное сельское хозяйство с использованием ядохимикатов, как было сказано выше, нельзя; остается фермерский бизнес, продукция которого выходит крайне дорогой. Город-лицей создает для жителей Озерного, Широкого, Орлиного, Павловки, Подгорного, Родниковского, Россошанки и других устойчивый рынок сбыта фермерской продукции.
Просчитанный проектировщиками объём закупок фермерских продуктов для лицеистов и сотрудников заведения составляет 141 миллион 500 тысяч рублей в год.
Качество продуктов местного производства будет проверяться в собственной лаборатории лицея. Более того, говорит руководитель проекта, фермерам будут передаваться технологии, предоставляться посадочный материал, урожай из которого затем и будет закупаться.
Кроме новых рабочих мест в фермерских хозяйствах Севастополя в самом лицее создаётся 250 рабочих мест со средним уровнем заработной платы 50 тысяч рублей в месяц: 35 мест для специалистов, приглашённых из других регионов РФ, и 215 мест—для жителей Севастополя.
И севастопольские педагоги наряду с научными работниками из ведущих университетов страны уже трудятся над созданием учебных программ для Алибаирского лицея. Ученики всех школ города смогут посещать открытые лекции по выращиванию растений на базе лицея, а лучшие из них, уже показавшие высокие достижения в науке и спорте, смогут продолжить получать знания на охраняемой территории учебного городка, поскольку в лицее предусмотрены грантовые программы для одаренных ребят.
В бюджет города в виде налогов и сборов будет поступать ежегодно 330 миллионов рублей.

Точка роста

Фактически создание Алибаирского лицея в Байдарской долине станет точкой роста для всего Севастополя. И не только потому, что подразумевается развитие территорий. Вопрос создания на санкционном полуострове образовательного заведения уровня ведущих зарубежных колледжей заключается еще и в том, что проект «Алибаирский лицей» предполагает уменьшение образовательной эмиграции несовершеннолетних с территории России и предотвращение ассимиляции российских детей западной культурой и идеологией.

 

Ирина КАРАТАЕВА.

Другие статьи этого номера