Кубинский Пушкин, или О двух памятниках Поэту в Гаване

Кубинский Пушкин,  или О двух памятниках Поэту в Гаване

В 1988 году за пределами СССР насчитывалось 11 памятников А.С. Пушкину. Об этом сообщалось во «Временнике Пушкинской комиссии» (выпуск № 22 за 1988 г.). Сколько их сегодня на земном шаре—точно неизвестно. Называют разные цифры: от 300 до 550. Знакомый и любимый образ Поэта в мраморе, бронзе, камне, дереве можно увидеть в более чем 40 странах: от скромных бюстов до выдающихся произведений именитых скульпторов. Хорошо знакомые, а порой вовсе неизвестные, каждый со своей историей, все они—наша дань Поэту, наша память о нем.
Сегодня наш рассказ о двух памятниках великому русскому Поэту на Кубе.

 

Гавана. Парк Ленина

Перед поездкой на Кубу я прочитала в том же выпуске (№ 22 за 1988 г.) «Временника Пушкинской комиссии» заметку в рубрике «Хроника». Её авторы А.В. Гдалин и И.Л. Попелюхер сообщали: «Первый памятник Пушкину появился в Латинской Америке. В Республике Куба неоднократно издавали произведения нашего Первого поэта. На острове Свободы постоянно проявляют интерес к его творчеству. А в 1974 году состоялось открытие памятника Пушкину в кубинской столице.
Народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин сообщил активистам Пушкинского музея одесской школы № 90 им. А.С. Пушкина: «В парке имени В.И. Ленина в Гаване установлен бюст Пушкина на каменном пьедестале. Я подарил его Л. Родригесу, кубинскому консулу в Ленинграде. Это отливок с моей работы, установленной у школы имени Пушкина в Пушкинских Горах. Стоит он на зеленом газоне. Окруженный пальмами, он чувствует себя хорошо».
…Адрес был известен, но найти памятник оказалось непросто. Парк Ленина, расположенный в 20 км к югу от кубинской столицы,—это огромная рекреационно-развлекательная зона в 750 га, излюбленное место загородного отдыха гаванцев, уставших от нехватки зелени в центральных районах и автомобильного смога и предпочитающих прогулки среди пиний, баньянов, араукарий и пальм.
Парк был основан в 70-е годы и создавался после кубинской революции (1953 г.) местными жителями, работавшими добровольно, первоначально как детский парк развлечений.
При входе посетителей сегодня встречает монументальный памятник вождю мирового пролетариата работы скульптора Л. Кербеля, установленный в 1982 г. А вот где находится памятник Пушкину, никто из местных жителей подсказать не вызвался. Помог случай: проезжая по шоссе, проложенному через парковую зону, справа недалеко от дороги мы увидели под высокими королевскими пальмами бюст. Нет, не Пушкина, но это точно был и не Ленин.
Машина свернула с шоссе на узкую дорожку и остановилась у небольшого одноэтажного домика, крытого красной черепицей. Перед ним расстилалась чудесная лужайка в обрамлении высоких пальм, на которой полукругом на каменных пьедесталах стояло несколько бюстов. И прямо напротив домика—кудрявая шевелюра, бесконечно дорогие, знакомые черты Александра Сергеевича, запечатленные в бронзе М.К. Аникушиным.
Начиная с 1977 года у этого памятника в первой декаде июня, как и в России, отмечают день рождения русского поэта, читают пушкинские стихи на русском и испанском языках, разыгрывают театрализованные сценки. Имя Пушкина в этой карибской стране впервые прозвучало в XIX веке из уст героя борьбы за независимость Кубы и поэта Хосе Марти, «кубинского Пушкина», как его называют некоторые литературоведы. В 1880 году Хосе Марти заинтересовался творчеством Пушкина и прочел его произведения в переводе на французский язык. В том же году в одной из статей Марти напишет о Пушкине: «Он был человеком всех времен и народов, человеком, который в своей груди вмещал всю Вселенную».
Во время расцвета советско-кубинских отношений в 60-80-е годы XX века на Кубе появилось много специалистов русского языка, в школах ввели обязательное изучение русского как иностранного. В 1977 г. в Гаване был открыт филиал Института русского языка им. А.С. Пушкина, в котором работали советские и кубинские специалисты по русскому языку и литературе. Этот филиал просуществовал до начала 90-х годов.
В 90-е годы, увы, произошел спад в наших культурных связях. Специалисты по русскому языку вдруг стали не нужны, и многие из них были вынуждены сменить профессию.
Однако в последние годы на Кубе наблюдается возобновление интереса к русскому языку и русской культуре. Так, в конце мая 2017 г. в Гаванском университете в присутствии посла России на Кубе Михаила Камынина состоялось торжественное открытие кафедры русского языка Института Пушкина.
Фонд «Русский мир» и Национальная библиотека Кубы им. Хосе Марти открыли на площадях этой библиотеки русский центр—зал Александра Пушкина. Кубинское издательство «Вихия» обнародовало двуязычный сборник стихов русского поэта. Эта фирма выпускает ограниченным тиражом сделанные почти вручную книги, которые сразу же после выхода в свет становятся библиографической редкостью и оказываются в коллекциях как кубинских, так и зарубежных библиофилов.
В настоящее время на Кубе Пушкин более известен среди взрослых людей, конкретно—в среде людей, изучающих русский язык и русскую культуру. Ученики в школе не читают Пушкина, эти произведения не являются частью школьной программы, поэтому не все знают о нём.
Любопытства ради я осмотрела памятники, в окружении которых находится бюст Александра Сергеевича. Достойную компанию нашему Поэту составили видные писатели и поэты разных стран. А таблички на пьедесталах помогли узнать их имена. Это национальный герой острова Свободы Хосе Марти, китайский писатель Лу Синь, венгерский революционер Лайош Кошут, венесуэльский поэт Андрес Бланка, классик украинской литературы Тарас Шевченко.
Вот в такой достойной компании, окруженный пальмами на зеленом газоне гаванского парка, стоит и «чувствует себя хорошо» наш Пушкин.

Поселок Святого Николая

Другой памятник А.С. Пушкину работы кубинского скульптора Мануэлы Матос Торрес появился в 2011 году в провинции Майабек, в поселке Сан-Николас-де-Бари, что в 60 км к югу от Гаваны.
Сан-Николас-де-Бари, основанный в 1846 г.,—небольшой городок, в котором проживает около 20000 жителей. Казалось, в таком местечке найти памятник Поэту будет несложно. Мы отправились на поиски. Поселение оказалось довольно большим: одноэтажные, двухэтажные дома стоят вдоль прямых оживленных улиц. Многие кубинцы проводят дни на воздухе возле своих домов круглый год. Увы, имя Пушкина ничего не говорило кубинским обывателям, никто из них не мог ответить, где находится памятник русскому Поэту.
Мы решили уже уехать из Сан-Николас-де-Бари, что называется, не солоно хлебавши, когда, проезжая по одной из улиц, увидели дом с вывеской на фасаде: Casa de cultura («Дом культуры»). Без особой надежды заглянули в него. Внутри была довольно большая комната с колоннами и ни одной живой души. Из комнаты открытая дверь вела во внутренний дворик. Мы прошли во двор, там оказался еще один маленький домик, где сидели молодые кубинцы, парень и девушка.
Услышав имя Пушкина, кубинка закивала головой и что-то сказала про «музео». Тут же начала звонить по телефону, потом, положив трубку, стала быстро что-то объяснять по-испански, часто повторяя слово «профессор». Выяснилось, что «профессор»—это учительница на пенсии, которая знает о Пушкине и может помочь в наших поисках.
Квартиру учительницы в доме с табличкой «продам или обменяю» мы нашли без особых хлопот, проехав чуть дальше по той же улице, на которой стоял и «Дом культуры». На пороге нас встретила радушная пожилая кубинка лет 70, в очках. Она с ходу спросила по-русски с сильным акцентом, на каком языке мы будем говорить, на испанском или русском. Нет нужды говорить, что мы общались на языке Пушкина. Зовут учительницу Кения Хасинта Эктор Перес, живет она здесь вместе с 92-летней сестрой.
Узнав, что мы ищем памятник Пушкину работы кубинского скульптора, она с радостью согласилась проводить нас к дому мастера, где в настоящее время находится бюст Поэта.

Здесь живет Россия

…Родилась Кения в Гаване в 1958 г. в рабочей семье. Отец с детства привил девочке любовь к России. В 1972 году она работала в одной из гаванских школ дошкольным воспитателем, и за отличные успехи ее и несколько других кубинок в 1978 году направили на учебу в Педагогический институт им. А.И. Герцена в Ленинград, где она обучалась на факультете дошкольного воспитания, сохранив глубокую привязанность к преподавателям и русским друзьям. Все четыре года, что она училась в Ленинграде, в ее комнате висел портрет Пушкина, побывала она и в его музее на Мойке, 12, который находился недалеко от института.
Русская подруга показала ей город, свозила в деревню, где она узнала, что такое русская баня, побывала Кения и на Черном море, в Одессе, в Москве. Она влюбилась в Россию (СССР), ее культуру и историю настолько, что решила: когда вернется на Кубу, поближе познакомит своих соотечественников с далекой северной страной и с Пушкиным, олицетворяющим для нее всю нашу державу.
Через год, возвратившись на родину, она обратилась к местному скульптору Мануэле Матос Торрес с предложением создать образ Пушкина, предоставила ей пушкинские портреты, нашла людей, которые привезли материал для бюста—известняк, добытый в окрестностях поселка.
Задуманный ею пушкинский праздник состоялся впервые в Сан-Николас-де-Бари в 2011 г., и в дальнейшем она устраивала их дважды—в 2012-м и в 2013 годах. Потом у нее умер отец, ей сделали неудачную операцию на глазах, в результате которой она совершенно ослепла на один глаз, в общем, изменились личные обстоятельства, и пушкинские праздники в Сан-Николас-де-Бари больше не проводились.
…Однако вернемся ко второму кубинскому бюсту Поэта. Проехав минут 20 по большой дороге, машина свернула в поле, и мы поехали по проселочной грунтовке. Впереди шла пожилая кубинка с большим желтым цветком в руках. Оказалось, что это и есть Мануэла Матос Торрес. Вместе со скульптором мы приехали к ее дому. Он оказался маленьким, одноэтажным, одиноко стоявшим на краю большого поля. Сразу при входе нас поразили сильный запах благовоний и необычная музыка, которую, впрочем, Мануэла сразу выключила. Хозяйка провела нас в крошечную комнатку, вся мебель которой состояла из узкой кровати, табуретки и шкафа, завешанного простыней. На шкафу выстроились в ряд несколько бюстов, самый большой и был пушкинским.
Вот таким увидела нашего Поэта кубинская мастерица. В 2011 году на первом пушкинском празднике в его глаза были вставлены голубые камешки. По словам Мануэлы, работая над созданием образа Пушкина, ей было важно смотреть в глаза поэту, чтобы ощущать свою связь с ним.
Когда мы возвратились в центр Сан-Николаса, Кения сообщила, что хотела кубинского Пушкина передать в Национальную библиотеку Хосе Марти в Гаване, но Мануэла отказалась с ним расставаться, а художественной галереи в Сан-Николас-де-Бари нет. Есть местный музей, но в нем экспозиция, как и в большинстве музеев Кубы, рассказывает лишь о революционных событиях на острове Свободы. Поэтому и хранит Мануэла все свои работы у себя дома…

Эпилог

При жизни Пушкин вовсе не мечтал увековечить собственную персону в мраморе и бронзе. Напротив, отказывался от лестных предложений именитых ваятелей. В письме из Москвы 14 мая 1836 г. Пушкин, сообщая своей жене московские новости, сетовал: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности…»
«Арапское безобразие», так досаждавшее Поэту при жизни, с веками трансформировалось в самый романтический и любимый миллионами облик. «Вид» нашего Пушкина в исполнении кубинской мастерицы, очень своеобразный и небесспорный, стал известен и в далекой кубинской деревушке на тропическом острове в Атлантическом океане, о котором, кстати, Поэт никогда даже не упоминал!

С. МИРОШНИЧЕНКО,
член Клуба любителей истории города и флота.
(Гавана—Севастополь,
апрель 2019 г.).

Другие статьи этого номера