Родные мои, последнюю вашу волю выполнил…

Родные мои, последнюю вашу волю выполнил...

Майским погожим днем отправился с фотоаппаратом на Малахов курган. Недалеко был дом моих дедушки и бабушки, где прошли детство и школьные годы. Тогда частенько здесь бегали с мальчишками… На этот раз хотелось спокойно осмотреть курган, выбрать ракурс для фотографии. Моё внимание привлек мужчина у памятника авиаторам. Он явно никуда не спешил и внимательно рассматривал самолет на пьедестале. Я предложил ему рассказать об этом памятнике, но оказалось, что он уже о нем многое знает. Разговорились, познакомились. Сергей Аксёнов приехал из Минска на пару недель. Раньше в Севастополе уже бывал, но старается при каждой возможности в мае приезжать в наш город. Так завещали ему родители, рассказывавшие о Севастополе разных времен, считавшие город одним из самых прекрасных на свете. Родителей уже нет, но память о них вновь и вновь приводит Сергея в Севастополь…

 

Сергей Анатольевич по крупицам собирал историю своей семьи. Дед его работал машинистом на станции Кочетовка в Тамбовской области, был честным и справедливым. В годы войны исполнительный и добросовестный работник водил составы по железной дороге на фронт. Дед был настоящим патриотом, любил свою Родину. За добросовестный труд его наградили орденом Ленина. Отец Сергея всегда рассказывал сыну о Дмитрии Кузьмиче с гордостью и уважением.
Отец Сергея родился в 1930 году на станции Кочетковка. После войны окончил школу и поступил в Казанское военное училище дальней авиации. В 1950-м молодого лейтенанта направили служить в белорусский город Быхов техником по авиавооружению. Готовил вооружение «Ту-4», а затем—ракеты и бомбы новейших самолетов «Ту-16». В отставку он вышел в 1974 году в звании майора с должности заместителя инженера полка. Награжден десятью медалями. После выхода на «гражданку» семья переехала в Смолевичи, где Анатолий Дмитриевич работал мастером производственного обучения в ПТУ, а затем начальником городских электросетей. У отца были золотые руки, свой автомобиль всегда содержал в идеальном состоянии. А еще он много фотографировал и путешествовал.
Мама Сергея, Майя Яковлевна, родилась в семье прокурора и окончила Минский юридический институт. По распределению уехала в Быхов, где трудилась нотариусом. После переезда в Смолевичи работала старшим нотариусом в государственной нотариальной конторе.
Зимой 2013 года Сергей поехал на встречу с одноклассниками в Быхов, где проходил службу отец. Посетил и памятник воинам 57-й Краснознамённой Смоленской морской ракетоносной дивизии. Монумент заметно обветшал, и решил тогда Сергей макетный абрис самолета «Ил-4» на памятнике заменить на новый. В том же году он продал дачу и решил вырученные деньги потратить с толком: обратился в проектно-конструкторское бюро «Мир» при Минском государственном авиационном колледже.
Группа специалистов под руководством Ивана Ефремова за четыре месяца сделала макет самолета «Ил-4» в масштабе 1:10. Он имел цельнометаллический каркас, обтянутый дюралем, был герметизирован и защищен от атмосферных осадков. Быховский райисполком дал разрешение на замену части памятника, помог с автокраном и автовышкой.
В начале января 2014-го в присутствии горожан реконструированный памятник торжественно открыли. Событие было освещено газетой «Маяк Приднепровья», а затем и «Белорусской военной газетой». Месяц спустя Сергея Анатольевича пригласили с докладом о реконструкции памятника на конференцию, посвященную памяти воинов, судьбой которых стало морское небо. Председатель международного общественного движения «Морское братство нерушимо» Арсений Крицкий вручил Аксёнову медаль «Морское братство нерушимо». Главная идея этого движения—основываясь на народной дипломатии, всемерно содействовать укреплению связей братских славянских народов. Эта идея очень близка Сергею Аксёнову, и он с готовностью сотрудничает с представителями этого общественного движения в достижении поставленных целей.
Для справки: самолет «ДБ-3» был принят на вооружение в 1940 году. Позже дальний бомбардировщик получил наименование «Ил-4». 57-я морская авиационная дивизия была сформирована в Кировобаде в первые дни войны. Именно эти самолеты в ночь с 7 на 8 августа бомбили Берлин. Самолет нес до двух тонн бомбовой нагрузки. Смелый налет осуществили летчики Балтийского флота. Самолеты «Ил-4» использовались и как торпедоносцы: их ударами отправлены на дно многие корабли противника. Конструкторы дорабатывали самолет в течение всей войны. Его максимальная дальность полета достигла 3800 километров при крейсерской скорости 400 км/час. До конца 1945 года было выпущено более 5000 самолетов, но на сегодняшний день не сохранилось ни одного экземпляра. Музейные экспонаты—либо новоделы, либо собраны из фрагментов разных самолетов. После войны дивизия перебазировалась в Новозыбков, а в 1950 году—в Быхов. В этом городе есть музей авиаторов, площадь 30 авиаторов—Героев Советского Союза…
Я понимаю, что встреча на Малаховом кургане у памятника героям-летчикам 8-й воздушной армии была не случайной. Желание Сергея побывать в любимом родителями городе у моря приводит его сюда почти каждый год. Семья во время своих путешествий на автомобиле хотя бы на недельку приезжала в Крым, обязательно день-два проводила в Севастополе. Дома Аксёновы часто перебирали летние фотографии, восхищались днями, проведенными у моря.
И сейчас Сергей постарался обойти те места, где бывал с родителями. Отец, человек с патриотическим складом характера, бывал и на Сапун-горе, и в Херсонесе Таврическом, на береговых батареях. Авиатор Анатолий Аксёнов не обошёл вниманием памятник на Малаховом кургане, увенчанный фигурой самолета «Як-3». Этот истребитель поступил на вооружение в 1944 году, боевое крещение получил в июне, уверенно противостоял аналогичным самолетам противника. С 1944-го по 1946 год было выпущено около пять тысяч самолетов (из них четыре тысячи—в Саратове). Максимальная скорость самолета—645 км/час, дальность—650 км, потолок—10,7 км.
Когда отец по состоянию здоровья уже не мог покидать квартиру, он попросил сына когда-нибудь отвезти его фотографию в Севастополь, на мыс Херсонес. С такой же просьбой обратилась и мама. Отца не стало. Ушла и мама. Сергей привез и опустил в море у Херсонесского маяка фотографии родителей, исполнив их последнюю просьбу.
Знакомство с Сергеем утвердило меня во мнении, что патриотизм у каждого человека свой. Можно говорить о любви к Родине, можно выступать с беседами перед школьниками, можно ухаживать за могилами предков и памятниками освободителям и защитникам родной земли. Можно дорожить памятью родителей и дедов, просто любить свой народ, свою землю. И вовсе не обязательно быть для этого офицером. Уже прощаясь с Сергеем, я с удивлением узнал, что он всю жизнь был предан одной из самых мирных профессий, плодотворно трудился в системе «Водоканала», доставляя людям свежую воду, ремонтируя технику, обеспечивая жизнедеятельность города.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.

 

P.S. И вот еще одна подробность, о которой я узнал совсем недавно.
В составе 57-й Смоленской морской ракетной авиационной дивизии (в/ч 15525) Балтийского флота, базировавшейся на Быховском аэродроме, было два гвардейских Краснознамённых полка: 170-й Смоленский и 240-й Севастопольско-Берлинский МРАП. В названии второго полка, Севастопольского, наверное, кроется любовь семьи Аксёновых к Севастополю.
И упомянутый полк не единственный, носящий имя «Севастопольский». 10 мая 1944 года Верховный Главнокомандующий Сталин подписал приказ № 111 о присвоении отличившимся при освобождении Севастополя соединениям и частям наименования «Севастопольский».
15-й гвардейский авиационный полк дальнего действия в 1943 году произвел 2425 боевых вылетов, сбросил на противника 22438 бомб, общий налет составил 9486 часов. За отличные и умелые боевые действия полка, за доблесть и мужество, проявленные в боях за Севастополь, приказом НКО № 136 от 24 мая 1944 г. 15-му гвардейскому авиационному полку дальнего действия присвоено почётное наименование «Севастопольский».

 

На снимке: сын Сергей последнюю волю родителей выполнил…

Другие статьи этого номера