«Суперсервисы» будущего на портале госуслуг

Теплоход «Армения». Новая версия гибели

Никто не любит обивать пороги госучреждений и подолгу стоять в очередях, собирая различные справки для получения того, что и так положено по закону. Чтобы освободить россиян от необходимости лично посещать присутственные места, еще в 2009 г. в нашей стране был создан Единый портал государственных и муниципальных услуг. Но лишь в последние годы в связи с более глубоким проникновением Интернета и развитием самого портала он стал поистине всенародным: на 1 апреля на нем было зарегистрировано 86,4 млн физических и 462000 юридических лиц, передает РИА «Новости».

 

Используя только компьютер или смартфон, граждане могут решить почти любую проблему, требующую вмешательства государства: уже сейчас на портале доступны 392 федеральные услуги, а всего—1199 государственных и 26380 муниципальных. И люди этим активно пользуются. В 2018 году единый портал посетили около миллиарда раз и отправили через него более 60 миллионов заявлений. По показателям это самый популярный государственный сайт в мире.
Чаще всего клиенты портала запрашивают информацию о состоянии своего лицевого счета в Пенсионном фонде России (более 16 млн запросов в прошлом году). На втором месте—услуга по регистрации транспорта: ею воспользовались 9,2 млн раз. 5,6 млн человек в прошлом году через госуслуги оперативно поменяли водительское удостоверение, 4 млн заявок поступило на оформление загранпаспорта нового поколения, 1,7 млн раз выбирался участок для голосования на выборах президента, написал в колонке для РИА «Новости» министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.
Портал постоянно совершенствуется, на нем появляются новые услуги. Уже сейчас можно посмотреть фотографию нарушения, за которое автовладельцу назначен штраф. Вскоре будут доступны и фотодоказательства неправильной парковки. Буквально на днях через госуслуги стало возможным онлайн снять с учета машину, зарегистрированную на бывшего владельца. На портале доступен и «Личный кабинет пациента» «Мое здоровье», через который можно получить сведения об оказанных за определенный период медицинских услугах и их стоимости, о полисе обязательного медстрахования, выбрать страховую компанию. Количество пользователей «Личного кабинета пациента» в 2018 г. превысило 1,6 млн чел.
Совместно с «Росстатом» Минкомсвязь готовится к проведению в 2020 г. с помощью портала госуслуг электронной переписи населения. В 2018-м уже провели пробную перепись, с 1 по 10 октября в ней приняли участие 467000 человек.
Через единый портал можно не только заказать госуслугу, но и оплатить ее. Если в 2016 году через портал было проведено платежей на 8,1 млрд руб., то в 2017-м—уже на 30,3 млрд, а в 2018-м—аж на 52,6 млрд. В основном это оплата налоговой задолженности (почти 19,9 млрд в 2018 г.), госпошлины (17,5 млрд), штрафа (9,8 млрд), судебной задолженности (4,3 млрд). Платить через портал выгодно: на оплату пошлины действует скидка 30%.
Многие зарубежные партнеры называют российскую систему госуслуг одной из лучших в мире. Недаром и отечественное мобильное приложение в феврале этого года стало победителем VI ежегодной международной премии Best m-Government Service Award в номинации «Доступное правительство». С учетом того, что все больше в Интернет выходят в основном со смартфонов, развивается и мобильное приложение «Госуслуги». За прошлый год его среднемесячная аудитория выросла с 5,6 млн пользователей до 9,3 млн, а количество посещений—с 45 млн до 72 млн в месяц. Только в прошлом году приложение скачали свыше 17 млн раз, а всего с момента выпуска—более 30 млн. В 2018-м через него заполнили и отправили более 12,6 млн заявлений.
До конца 2020 г. на портале будут запущены так называемые суперсервисы—комплексные автоматические госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Как это будет работать?
Допустим, в семье родился ребенок. Государство в рамках «суперсервиса» «Рождение ребенка» не только автоматически проинформирует родителей обо всех положенных государственных услугах и выплатах, но и в проактивном режиме предоставит все необходимые в этом случае сервисы: это регистрация рождения, получение полиса ОМС, пособий, регистрация ребенка по месту жительства родителей и так далее. Потребуется только одно электронное заявление от родителей. Всего первоочередных суперсервисов будет 25, их перечень недавно был утвержден на заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова. Они будут покрывать около 95% всех взаимодействий граждан с государством.
Скоро также появится возможность оформить аварию без участия инспекторов, обжаловать штраф за нарушение ПДД, получить номера и свидетельство о регистрации при покупке нового автомобиля без посещения Госавтоинспекции. И трудовой договор с работодателем можно будет заключить онлайн, а информация о трудовом стаже и расчет будущей пенсии станут доступны в «Личном кабинете». Получат развитие сервисы здравоохранения: полис ОМС станет цифровым, а прикрепиться к медицинской организации можно будет онлайн.
Услуги станут проактивны: портал госуслуг сам напомнит пользователю (по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомление на экране телефона), что тот имеет право, например, на определенные социальные выплаты. Человеку будет достаточно перейти на портал и отправить уже подготовленное заявление.
Планируется и переход к «Госвебу»—целой экосистеме информационных и сервисных ресурсов с едиными требованиями к дизайну, контенту, редакционной политике. Сейчас в Рунете около 150000 разрозненных и очень неоднородных сайтов государственных и муниципальных органов власти и бюджетных учреждений. В рамках проекта «Госвеб» все они будут связаны, удобны и понятны потребителю. Каждый, зайдя на привычный ему ресурс, получит всю релевантную информацию без необходимости искать ее где-то еще. Скажем, зайдя на сайт школы, родитель сможет не только посмотреть оценки ребенка, но и узнать о секциях и кружках в районе. Новости органов власти и госучреждений будут доступны в едином агрегаторе. Упростится поиск информации: достаточно будет задать конкретный вопрос цифровому ассистенту, а не продираться сквозь дебри юридических текстов в поиске ответа.
Все это для того, чтобы сделать жизнь людей комфортнее: чтобы государство предлагало человеку услуги, а не он сам просил о них; чтобы исключить из принятия типовых решений чиновников, которые могут работать медленно и с ошибками; чтобы граждане не носили с собой бумажные документы на все случаи жизни и не забивали бы голову их бесконечными сериями, номерами и сроками действия. Причем доступ к этому огромному миру цифровых возможностей не требует от человека специальных знаний: заказать услугу должно быть не сложнее, чем отправить сообщение в мессенджере, и явно легче, чем заполнить от руки заявление, постоянно сверяясь с образцом.
Еще десятилетие назад все это казалось несбыточной мечтой. Сейчас это реальность. Госуслуги становятся доступнее и технологичнее, они сохраняют гражданам и бизнесу время, нервы и деньги.

 

В тему

 

Д. Медведев: «к 2024 году 70% всех госуслуг в России будут переведены на «цифру»

Уже через пять лет—к 2024 году—70% всех госуслуг в России должно оказываться в цифровой форме. Такую задачу поставил глава правительства Дмитрий Медведев. Он отметил, что пока не у всех регионов одинаковый доступ к электронным услугам. При этом граждане уже сейчас активно пользуются этими возможностями, уточнил премьер. Он принял участие в заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, которое прошло в подмосковном Красногорске, в современном Центре управления регионом.

В России необходимо установить единые стандарты качества оказания госуслуг в электронном виде, учесть при этом мнение людей и опыт регионов—лидеров в этой сфере, заявил Д. Медведев. Глава правительства отметил, что сейчас предусмотрено создание цифровых облачных платформ за счёт федерального бюджета; на их базе могут создаваться типовые региональные и муниципальные услуги. Наряду с этим в ближайшие два года на Едином портале госуслуг появится так называемый «единый конструктор электронных форм заявлений», что упростит запуск типовых сайтов в регионах и на местах, ускорит процедуры, добавил премьер.
Также, по его мнению, цифровые услуги нужно группировать по основным жизненным, деловым ситуациям и предоставлять их в комплексе, чтобы, например, регистрируя рождение ребёнка, человек одновременно смог узнать, какие у него в связи с этим появились новые права и льготы, и в тот же момент оформить все положенные пособия.

Другие статьи этого номера