УФНС по Севастополю провело публичные обсуждения. Такой формат проведения мероприятия—прямой и открытый диалог с налогоплательщиками, возможность задать вопрос, высказать свои предложения по решению проблем. Основными темами повестки стали подведение итогов работы по принудительному взысканию налоговой задолженности, рассмотрение актуальных вопросов нового порядка применения контрольно-кассовой техники в рамках третьего этапа реформы. В качестве практической помощи были проанализированы типовые ошибки налогоплательщиков при исчислении и заполнении отчетности по налогу на доходы физлиц и страховым взносам.
В обсуждении приняли участие представители правительства города, прокуратуры, таможни, следственного управления СК РФ и УМВД РФ по Севастополю, ПФ, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе, руководители общественных организаций, представляющие интересы предпринимателей, представители малого и среднего бизнеса.
Начальник отдела налогообложения имущества и доходов физлиц и администрирования страховых взносов УФНС РФ по Севастополю В. Зорина в своем докладе привела статистику нарушений, выявляемых при проведении камеральных проверок отчетности по налогу на доходы физлиц и страховым взносам: в 2018 г. в ходе более 2000 камеральных налоговых проверок расчетов выявлены нарушения требований налогового законодательства на сумму 4,2 млн рублей.
Предоставление недостоверных сведений в указанных отчетах негативно скажется как на налоговом агенте, так и на физлице, чьи персональные сведения представлены с ошибками. Для налогового агента—это основание для привлечения к ответственности, для физлица—нарушение его прав в части лишения возможности получения налоговых вычетов, отказ в получении кредита, различного рода разрешительных документов (гражданство, разрешение на временное проживание). Кроме того, неверное исчисление и неуплата законодательно установленной суммы страховых взносов снижают будущий размер пенсионного обеспечения гражданина.
В ходе встречи обсудили последствия несвоевременной уплаты налогов и сборов. На расчетные счета должника может быть наложен арест уже на следующий день после срока уплаты налога, указанного в требовании. За прошлый год налоговой службой города в банки было направлено порядка 27000 таких решений на сумму 535 млн руб. Должнику блокируется возможность открытия новых счетов в кредитных организациях. В общей сумме задолженности значительная часть—недоимка по страховым взносам, уплачиваемым в фиксированном размере за 2017-й и 2018 гг. Страховые взносы—не просто неуплаченные суммы, это страховой стаж и начисление пенсии. Если подобные долги не будут погашены, при расчете пенсии данный период не войдет в трудовой стаж.
Замначальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Е. Воскресенская отметила, что жители города уплачивают имущественные налоги более дисциплинированно, задолженность по их уплате физлицами снизилась на 19%. Налоговая служба в рамках проведения работы по принудительному взысканию налоговой задолженности эффективно сотрудничает со службой судебных приставов. Проведение совместных рейдов направлено на предмет установления местонахождения должника и его имущества. В I кв. т.г. осуществлено 16 выездов, в ходе которых было проверено 216 налогоплательщиков. В результате проведенной работы в бюджет РФ поступило 1,1 млн рублей.
Начальник отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей УФССП по Севастополю Н. Процюк рассказала о порядке принудительного взыскания сумм задолженностей по исполнительным производствам. Она подчеркнула, что проверка своих задолженностей перед государственными службами становится особенно актуальной перед выездом за границу, при покупке имущества, автомобиля и других действий, так или иначе связанных с представлением или получением документов. Осуществить ее возможно с помощью сервиса «Узнайте о своих долгах», размещенного на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Старший госналоговый инспектор контрольного отдела Н. Зацаренская напомнила, что уже третий год подряд 1 июля является контрольной точкой реформы по переходу на новый порядок применения кассовой техники: в 2017 г. аппараты с ЭКЛЗ были заменены на современные модели, в 2018 г. на онлайн-кассы перешли предприятия средней и малой торговли, в 2019 г. обязанность применения ККТ возникнет у налогоплательщиков «третьей волны». Этот этап планировался как заключительный, но, скорее всего, в ближайшее время из данного массива налогоплательщиков будет выделена «четвертая волна».
Сегодня на территории города в хоздеятельности налогоплательщиков применяется 10947 единиц онлайн-техники. Из них 4346 зарегистрировано в рамках 1-го этапа реформы и 4180—2-го. Участниками 3-го этапа являются налогоплательщики сферы торговли и общепита (без наемных работников), применяющих специальные налоговые режимы: ЕНВД и патентную систему налогообложения, а также сферы услуг.
Особое внимание было уделено изменениям, предусмотренным законопроектом № 682709-7 «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 5 апреля 2019 г., который уже принят в третьем чтении и направлен в Совфед. Согласно данному законопроекту, отсрочку на два года планируется предоставить только двум категориям налогоплательщиков: ИП без наемных работников, занятым в сфере работ и услуг или реализующим товары собственного производства. Указанная отсрочка предоставляется для того, чтобы у ИП, попадающих под критерии плательщиков налога на профессиональный доход, была возможность попробовать себя в режиме самозанятого лица, протестировать, оценить и, возможно, перейти именно на этот режим, который, помимо прочего, не требует приобретения ККТ. Нужно отметить, что этот законопроект не предусматривает отсрочку применения ККТ для ИП при перепродаже ими товаров, а также для организаций.
Представитель одного из сервисных центров, обслуживающих ККТ, подробно рассказал об аспектах выбора онлайн-касс с учетом перспективы развития бизнеса и предложил субъектам хозяйствования готовые решения вопросов, связанных с использованием ККТ,—отсутствие подключения к Интернету, сезонный характер ведения деятельности.
Возможность поделиться опытом использования кассовой техники нового образца была предоставлена севастопольскому предпринимателю, который осуществляет свою деятельность в сфере услуг: «Применение онлайн-кассы позволяет мне контролировать работу персонала без личного присутствия посредством использования «Личного кабинета ККТ (ЮЛ)» и «Личного кабинета ККТ (ИП)».
Участники публичных обсуждений проявили особый интерес к перспективам дальнейшего проведения реформы ККТ. Специалисты УФНС ответили на многочисленные вопросы слушателей. Все ответы на вопросы, заданные в ходе публичных обсуждений, будут размещены в разделе «Новости» регионального блока управления на официальном сайте ФНС РФ.