Возможно, в будущем в обучающей программе школьников появится новый предмет—«Семьеведение». С подобной инициативой уже выступила в законодательном собрании города уполномоченный по правам ребенка в Севастополе М. Песчанская. Тема не лишняя. Но будет ли результат?
Считается, что демографическая ситуация в Севастополе, как и во всей Российской Федерации, является одной из острых проблем. Принято решение ввести курс «Семьеведение» в 60 субъектах Российской Федерации. Наш город—на очереди. Предполагается, что прохождение курса будет способствовать поддержке севастопольских семей, создавать условия для благополучного детства.
Как известно, бумага все стерпит, на ней все просто. Обозначил проблему, привел статистику, инициировал предложения, и народ взял под козырек. «Семьеведение»—это, надо полагать, предмет, изучающий, как построить хорошую семью. Много правильных слов в теории, яркие картинки, пафос и мораль. Как раз то, что современные дети на дух не переносят, потому что не переносят лицемерие «правильных» взрослых и ханжество.
Постулаты, как известно,—это убеждения, не требующие доказательств. Но именно доказательств потребуют ученики, когда Марья Ивановна, ведущая предмет «Семьеведение», заговорит о семейных постулатах, иными словами, о ценностях, об их благотворном влиянии на личность. А счастлива сама Марья Ивановна в браке, уж не в разводе ли? Поверьте, это первое, о чем задумаются дети, и потеряют всякий интерес к предмету, если почувствуют, что им врут. И, кстати, Марья Ивановна имеет полное человеческое право не быть замужем, и неважно, сколько ей лет. Она может быть одна, в официальном или так называемом гражданском браке—это опять же ее личное дело.
Можно, конечно, без конца приводить статистику, говорить о демографическом кризисе в стране. Но люди из чувства долга перед страной не размножаются. Рост популяции, как подсказывает мать-природа, наблюдается там, где для этого возникли или созданы искусственно самые благоприятные условия. Семья—это, скорее, про жизнь. Своя семья—про взрослую жизнь. А вдруг (сейчас кто-то перекрестится) она будет вообще… нетрадиционной? Современный мир предоставляет такую возможность, нравится это кому-то или нет.
Быть может, лучше помочь ребенку найти себя, принять таким, какой есть? Этому ведь тоже учит общество: отторгая или принимая. Принять себя—на языке психологов равнозначно «полюбить». Что мы знаем об этом?
Для многих любить—это купить: новый гаджет, брендовую одежду или что-то другое материальное. Но потребительская любовь никогда не насытится. Речь о другом. Любить себя—значит находить баланс в противоречивом, скоротечно меняющемся, часто конфликтующем мире. Это возможно, когда внутри есть опора.
В школах Японии, например, существует урок «Любование природой». Учеников учат наблюдать за окружающей природой, рассматривать деревья, воду, птиц, животных, отмечая каждую деталь, которая показалась им красивой. А затем просят подробно описать ее, объяснив, почему именно она кажется им наиболее гармоничной. Предмет является обязательным, за него ставят оценки.
В некоторых государственных школах Германии и греческого острова Крит в программу входят так называемые «уроки счастья». Как раз на них преподаватели объясняют ученикам, как важно быть в гармонии с самим собой, что помогает человеку чувствовать себя счастливым, учат детей тому, как важно помогать всем, кто находится вокруг. Прослушав годичный курс, ученики должны придумать или принять участие в проекте, которые приносит счастье большому количеству людей: это может быть, например, волонтерская программа или открытие приюта для бездомных животных…
Тоже, может быть, не панацея, но попытка засчитана. Источники счастья нужно искать в себе, а не возлагать эту космическую, судьбоопределяющую ответственность на чужого дядю, общественного деятеля, мужа или жену. Чем про «Семьеведение» в формате нашей общеобразовательной школы—уж лучше про счастье. Про то, что помогает человеку чувствовать себя таковым.
А счастливые люди, кстати, и разводятся реже.
Оксана НЕПОМНЯЩИХ.