Каждый раз, когда возвращаюсь в Севастополь, я пристально слежу за происходящими в нем переменами. Одна из самых неприятных—растущие, как грибы после дождя, надписи на стенах—«граффити». Раньше они появлялись в основном на заброшенных зданиях и в старых двориках—на «изнанке» Севастополя (в его непарадных местах). Сейчас же всё чаще их можно увидеть в самом центре: на набережной, на оживлённых улицах, шикарных белых лестницах, ведущих на «темечко» городского холма. Возникает вопрос: неужели подростки действительно не понимают, что портят облик родного города?
Отдельные надписи уже не закрасишь без последствий: они въедаются в вековую кладку; такой контраст «старого и нового» вызывает досаду и отвращение. Но даже если «граффити» оставлены там, где их можно закрасить белой краской, проблема не становится менее значимой: в Севастополе, к сожалению, растёт поколение, отдельным представителям которого плевать на наследие, красоту, историческую ценность. И это пугает.
Стоит сказать, что граффитчики—это субкультура. Они объединяются в компании по схожим интересам и ценностям, многие действительно вкладывают душу в рисунки, оставляют их в «неприглядных» местах, оттачивают своё мастерство. Однако наши городские «граффити»—в большинстве своём не картины с ясным сюжетом, а невнятно написанные латиницей «никнеймы»—прозвища, которыми подростки отмечают себя и которые не несут никакого смысла кроме: «Смотрите, здесь был я!» В их основе нет остросоциальных мотивов, творческой задумки. Ребята таким образом «помечают территорию»—по-другому не скажешь. Их цель—сделать больше собственных пометок. В социальных сетях (Инстаграме, «ВКонтакте») подростки выкладывают результаты своей деятельности, чтобы другие посмотрели, как смело те орудуют в самом центре баллончиками с краской. Смотрю на всё это в Интернете и, знаете, становится грустно и мерзко.
Каковы же мотивы заниматься этим? Их несколько. В основном это романтизированный нигилизм («Я против этого скучного общества!»), стремление к острым ощущениям (ведь их могут поймать за хулиганство) и элементарное желание получить признание в своих «узких кругах». Обиднее всего, что такие мотивы для молодых людей становятся более весомыми, чем историческая память, элементарная культура. Согласитесь, если человек поганит «родное гнездо», в котором родился и живёт, он не уважает себя и не ценит свою собственную историю.
Безусловно, нельзя говорить о поколении, обобщая и расчесывая всех под одну гребенку. Нет, в Севастополе есть множество ребят, искренне любящих его, чтущих традиции и активно участвующих в жизни города. Но если у вашего ребёнка случайно окажется в рюкзаке баллончик с краской, пожалуйста, поинтересуйтесь, зачем он ему нужен. Может, в этот день вы спасёте родной город от очередной уродливой надписи.
Дарья Окунь, студентка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.