Сделано в СССР: получит ли город новые катера?

Сделано в СССР:  получит ли город новые катера?

В пик летнего сезона нагрузка на городской общественный транспорт увеличивается в разы. Помимо наземных перевозок в Севастополе осуществляются и морские пассажирские. Между Северной и Южной бухтами ходят катера, спущенные на воду еще во времена СССР. Срок их допустимой эксплуатации давно превышен. Перевозки убыточны, но остановить работу социальных линий нельзя. Наш городской пассажирский флот требует обновления.

В летний сезон число пассажиров исчисляется десятками тысяч в день. За год получается, по некоторым данным, около семи миллионов пассажиров. Морской транспорт в Севастополе крайне востребован, но переживает не лучшие времена. Остро не хватает запчастей, экипажи полностью не укомплектованы. Люди увольняются из-за невысокой зарплаты (выручают сверхурочные), которую, к тому же, как выяснила корреспондент газеты, не выплачивают второй месяц.
О катерах разговор особый. Все они очень заслуженные «лошадки», глубокие пенсионеры. Гости города неизменно удивляются, когда располагаются на дерматиновых сиденьях, давно утративших мягкость. Но до комфорта ли, когда речь идет о технических параметрах, о соблюдении норм безопасности?
Из города на Северную курсируют пять-шесть (один дежурный) катеров. В июне был анонсирован рейс на Учкуевку, однако после нескольких ходок судно сошло с маршрута. Хозяину-частнику дело показалось невыгодным, говорят, уплыл в Балаклаву. Городские рейсовые катера такой свободой не располагают. Они продолжают на честном слове бороздить просторы Севастопольской бухты.
Так, три года назад «Слава Севастополя» почти распрощалась с «Григорием Овчинниковым»—катер должен был встать на ремонт. Однако и сегодня судно все еще в строю: облупленное покрытие припрятано под толстым слоем многократно нанесенной краски. Палуба подлатанная, изношенным выглядит даже металл. Вид после почти сорокалетней верной службы весьма непрезентабельный…
Новость о том, что власти Севастополя намерены закупить пять новых пассажир-ских катеров, члены экипажей восприняли без энтузиазма. Подобные заявления звучали неоднократно и, видимо, потому не вызывают должного эффекта. Но что же делать, ведь хочется надеяться на лучшее… Тем более что соответствующее распоряжение о заключении долгосрочного госконтракта на приобретение в лизинг морских пассажирских катеров было одобрено буквально на днях на заседании городского правительства.
Как пояснил директор департамента транспорта Игорь Титов, его ведомство внесло пункт о покупке пяти катеров в программу некоммерческого лизинга наземного и морского пассажирского транспорта ещё полтора года назад. Недавно принятое постановление позволяет начать эту процедуру. Заказчиком приобретения катеров назначен ГУП «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподёрова». Предполагается, что новые суда внешне будут похожи на те, что сейчас курсируют по Севастопольской бухте, только станут более современными.
«На основании нашего технического задания ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» объявляет конкурсную процедуру. Мы неоднократно собирались со всеми работающими в Российской Федерации представителями производителей судов, и в результате у нас такой усредненный облик этого судна имеется. По сути, это аналог тех судов, что работают сейчас, только в современном виде. Параметры рассчитаны под причалы, оптимальная вместимость—250 человек»,—отметил Игорь Титов. Новые катера дополнят уже существующий состав, а в случае необходимости заменят вышедшие из строя катера.
Покупка стала возможной благодаря принятию правительством России в декабре 2014 года распоряжения о программе некоммерческого лизинга наземного и морского пассажирского транспорта в Республике Крым и Севастополе.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото Владимира Докина.

Кстати

История пассажирских морских перевозок в Севастополе началась еще осенью 1897 г. с открытием регулярной линии Артбухта—Северная, чуть позже ялики стали курсировать еще по одной линии: Графская пристань—Северная. В 20-е годы XX века, вплоть до самой войны в 1941-м, севастопольцев с берега на берег перевозили катера, и к действующим линиям добавился рейс Графская пристань—Инкерман. После оккупации ни одного пригодного для перевозок судна не осталось, поэтому для перемещения между районами города снова использовались весельные ялики. За один рубль (в ценах того времени) можно было переправиться с Северной стороны на Графскую пристань или Павловский мыс. Позднее для этой цели были приспособлены десантные мотоботы, которые использовались в Керченской десантной операции. В 50-е на «Севморзаводе» (чуть позже—в Херсоне и Архангельске) начали строить сначала паромы, а затем катера для городских перевозок Севастополя.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера