Краски моря

Под знаком святого Георгия:  имя Георгиевского кавалера Григория Пекарникова будет внесено в Книгу Памяти города-героя Севастополя

В год 40-летия Дворца культуры рыбаков открылась выставка живописи «Море жизни» из фондов Музея истории развития рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна. Музей рыбаков—так называют его «камышовцы». Сотрудники неустанно ведут работу по сбору материалов о рыбаках Азово-Черноморского бассейна и развитии океанического рыболовства в Севастополе.

 

«При создании юбилейной музейной экспозиции для нас было важно не только осветить трудовые достижения севастопольских рыбаков, но и раскрыть их творческий потенциал, показать богатый внутренний мир. Среди севастопольских рыбаков есть писатели, поэты, художники. Севастопольцы знакомы с живописными работами Г. Челака, В. Мака, стеклянной мозаикой О. Ровнейко, литературными произведениями Б. Корды, И. Симанской, В. Надыршина, И. Пензева, В. Гламаздинова»,—рассказала директор Дворца культуры рыбаков Татьяна Зенина.
На страницах «Славы» хотим рассказать о севастопольских моряках, которых романтика рыбацких будней вдохновила стать художниками.
Георгий Дмитриевич Челак—капитан дальнего плавания. Родился в небольшом украинском селе, окончил Херсонское мореходное училище. С 1938 года водил суда в далекие плавания. В годы Великой Отечественной войны проводил караваны с грузами, предназначенными Советскому Союзу по ленд-лизу. В память до мельчайших подробностей врезались картины, как наши суда шли к родным берегам под вражеским огнем. Участников этих северных конвоев не зря называли смертниками: сверху их сопровождали немецкие самолеты, а под водой в любую секунду можно было ждать торпеды от вражеских подводных лодок.
Но судьба улыбнулась—капитан Челак остался жив. Были в его жизни и мирные плавания. На рыболовецких судах он прошел все океаны Земли.
Рисовать Георгий Дмитриевич начал в детстве. Его очаровали картины И. Айвазовского. Ни разу не видев моря, он уже пытался копировать работы любимого художника. Любовь к искусству ему привила мама, которая работала учителем. В далекие рейсы он всегда брал с собой этюдник и краски. Бороздя океаны, все свободное время он посвящал своему увлечению. Рисовал портовые города, корабли, архитектурные и исторические памятники, морские пейзажи, людей, с которыми довелось встречаться.
Большую часть полотен Г. Челак рисовал с натуры. Как-то в Тихом океане он увидел старенькое парусное судно, на борту которого несколько рыбаков отчаянно боролись с разыгравшейся стихией. А в это время мимо него величественно проходил белый океанский лайнер. Мощный корабль, казалось, не замечал штормовых волн. Этот эпизод стал поводом для написания картины «Две эпохи», которая на Всесоюзной выставке самодеятельных художников-маринистов заняла третье место. Но только после ухода с флота на пенсию он смог целиком отдаться любимому делу. И не случайно этого талантливого графика, не имеющего специального образования, приняли в Союз художников.
В музее рыбаков хранятся работы Г. Челака: «Две эпохи», «Дары моря», «На промысле в Атлантике», «Парусник «Товарищ», «Трудная вахта».
Виктор Никитович Мак. Он и моряк, и скульптор, и художник. Друзья говорят о нем: «Виктор Мак—романтик моря».
Виктор Никитович родился в поселке Ольховец Черкасской области на Украине. Когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Крым. После службы в армии В. Мак пришел работать в Севастопольское управление тралового флота, окончил курсы подготовки штурманов малотоннажного флота, Одесское мореходное училище. Виктор Никитович ходил рулевым матросом на судах СПОРП «Атлантика», был участником трех рейсов на научно-исследовательском судне «Академик Книпович».
Рисовать В. Мак начал в детстве, с пятого класса оформлял все школьные стенгазеты. И хоть Виктор Мак не получил художественного образования, весь опыт он перенял у известных скульпторов в студии при Симферопольском отделении Союза художников. Важной для мастера стала встреча со Станиславом Чижом, известным севастопольским скульптором, народным художником Украины, с которым он работал на протяжении пяти лет. Работы В. Мака—это результат постоянного самообразования, настойчивого труда, стремления совершенствовать творческий потенциал.
Сегодня работы В. Мака, подаренные Музею рыбаков, можно увидеть на выставке «Море жизни».
Георгий Челак и Виктор Мак—такие разные в творческом плане художники, но о рыбацком труде они знают не понаслышке. Их работы объединяют беззаветная любовь к морю и преданность к профессии рыбака.

 

Отдел информации ДКР.

Фото из фондов Музея рыбаков.

Другие статьи этого номера