Не хочу учиться!

С благодарностью  за сотрудничество

На исходе лето. «Скоро школа!»—говорит знакомая с видом человека, испытывающего зубную боль. Она—мама шестиклассника. Семья находится на середине образовательного пути. Изначально учебный процесс в доме воспринимался как малоприятное, принудительное, полное больших и маленьких стрессов дело.

 

Наверное, это первая точка отсчета в разговоре о том, почему дети не хотят учиться. Неправильная позиция взрослых, не способных преподнести это обязательное, но в сущности увлекательное занятие должным образом, играет существенную роль. Напряжение, нервозность, глухое раздражение, что вот скоро начнутся эти родительские собрания, контрольные, домашние задания, разговоры «сделал не сделал», «готов не готов», отпечатываются на психике ребенка как на кальке.
В каких-то семьях ребенок тяжело поднимается утром в школу, в каких-то—поздним вечером не уложить. Над всеми висит дамоклов меч успеваемости, столь вожделенного успеха. Кроха смотрит на все это большими, наивными глазами и понимает: да, жизнь бесконечно трудна. На самом деле школьные годы и возникающие в этот период трудности—плёвое по большому счету дело. По меньшей мере в сравнении с тем, что придется разгребать человеку, когда он вырастет.
Но нет же. Нас с детства принуждают почувствовать, как тяжело бремя долга, как гнетет груз ответственности за невыполненные или выполненные не так, как хотелось бы, задания. Стыдят с упоением там, где нужна своевременная помощь. Читают морали вместо того, чтобы совместно за пять минут прочитать и разобрать непонятную главу. Но самое страшное, когда детей за промахи в учебе прямо или косвенно оскорбляют, унижают. Причем члены своей же семьи, самые родные люди. При близком общении школьник, как показывает практика, зачастую проговаривается. От него самого и доводится порой услышать ту негативную, нелестную оценку, которая выставляется ему в доверительном кругу семьи. «Дебил» или что-то вроде того—весьма распространенный эпитет. И только не надо отводить в сторону глаза.
Приходится признать: учеба многих вгоняет в уныние, и с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые с нетерпением ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия. Старшеклассники впадают в ужас от аббревиатуры ЕГЭ. И у каждого ребенка по мере взросления есть свои причины не любить школу.
Сегодня только ленивый не рассуждает о том, насколько перегружена, уплотнена современная образовательная программа. Осилить бы ее! Но в большинстве семей предпочитают составить дополнительное расписание, не оставляя ребенку свободного времени. Здесь и секции, и кружки, и репетиторы, и всевозможные курсы. Эдакий показатель стремления родителей довести свое чадо до ума. А на деле подобные устремления зачастую доводят ребенка до физического и психологического истощения.
Ведь не каждому растущему организму под силу такое: проводить в школе по семь-восемь часов, а потом еще четыре-пять быть вне стен учебного заведения, но опять же на каких-то уроках. Прямо сказать «Я не вытягиваю. Я устал!» школьник часто не может. (Да и кто поверит?!). В силу малолетства, отсутствия жизненного опыта ребенок не в состоянии грамотно описать свои переживания, сообщить о накопившемся негативе. Поэтому чаще всего к шестому-седьмому классу «переученный» школьник начинает демонстрировать вызывающее непослушание: впустую, как кажется взрослым, расходует время на игры, общение со сверстниками во дворе или в тех же социальных сетях. Огрызается, не в состоянии по-другому сопротивляться давлению, замыкается в себе, игнорирует задания и даже обычные просьбы.
Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а только затем действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут. Взрослым надо четко осознавать, что их цель—мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплескивать свой праведный гнев. Только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь—ругать детей бесполезно.
Считается, что из этих четырех детских типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получение знаний дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой, то надо продолжать искать корень проблемы.
Иногда причиной плохой успеваемости становятся какие-то проблемы со здоровьем. Именно по этой причине, а не ввиду отсутствия желания, многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал непросто. Или наоборот, школьник может начать мухлевать и говорить, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Разобраться в ситуации помогут неизменная доброжелательность и внимательность к собственному ребенку.
Фраза «Он (она) у меня ленивый!», по мнению психологов, не отражает реальности. Специалисты утверждают, что лени как таковой не существует, есть отсутствие мотивации или проблема проявления воли.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера