Прерии в Ушаковой балке

Наука. Людям в помощь

Современные дети. Реалии нашего общества сейчас таковы, что если попросить их назвать любимую игру (вопрос вроде бы самый обыкновенный), то ответом будут непонятные для нас, детей ХХ века, названия. Все они так или иначе связаны с компьютерами, телефонами, планшетами. И дело не в том, что старых добрых игр сегодня нет. Дело в другом—намного проще сейчас, когда много времени у родителей забирает работа, дать ребенку на откуп гаджет, чтобы он сам себя занял. Об этом говорили сотрудники отдела новых информационно-библиотечных технологий ЦГДБ им. А.П. Гайдара с преподавателями Севастопольской детской морской флотилии им. Н.Г. Кузнецова. Вспоминали о том, во что играли в детстве, как представляли себя героями различных фильмов и сказок, как умели дружить, находить общий язык, порой отчаянно соревнуясь—команда на команду.

 

А после этого разговора нам захотелось провести какую-нибудь игру и с ребятами—юнгами флотилии. Спор о том, какой же должна быть тема, был недолгим. Решили выйти на природу, в Ушакову балку, и устроить настоящие прерии. И, конечно же, где прерии, там и индейцы. Именно им и суждено было стать главными героями состязаний. Заранее предупредив ребят, мы попросили их подготовиться: почитать книги про индейцев, узнать их обычаи, выучить несколько слов и быть готовыми к самым неожиданным поворотам.
В назначенное время в Ушаковой балке собрались объединения юнг и юнг-историков. Все ждали начала игры. И были искренне удивлены и довольны, когда мы достали импровизированные доспехи индейских племен—венцы из перьев. Конечно же, перья были бумажные, но это ничуть не испортило ребятам настроение. А уж когда мы предложили им аквагрим, чтобы они сами раскрасили себя и товарищей, дабы полностью вжиться в роли, и комплекты для самостоятельного изготовления индейских украшений, их восторгу и фантазии не было границ. А меж тем впереди были конкурсы, настоящие индейские! И первым был конкурс терминов. Именно тут и проверили, какая из команд подготовилась к игре лучше. Впрочем, с этого момента игры слово «команда» исчезло, появилось слово «племя». Мальчишки и девчонки должны были угадать, что означает то или иное слово в индейских племенах. После первого конкурса и по его итогам племена выбрали вождей. Именно они принимали самые важные решения в спорных вопросах состязаний.
Следующее соревнование стало одним из самых веселых за всю игру. Хоть оно и называлось «Сними скальп», но в качестве скальпа нужно было снимать капустные листья. Каждое племя старалось выиграть. Некоторые из индейцев, срывая капустные листья, отправляли их сразу в рот. Другие кусали сам вилок, главное—достичь цели. Ничего не должно было остаться от того, что в самом начале было капустой.
Дальше—больше. Всем известно, что у индейцев очень хорошее обоняние. Определить с закрытыми глазами, что находится в бумажном пакете,—это был очередной конкурс. Самое большое затруднение вызвал, как ни странно, апельсин. Но и его тоже угадали, правда, с третьей попытки. «Острый глаз», «Сильная рука»—борьба за победу в каждом состязании была нешуточной.
«Индейский лабиринт»—финальный конкурс, который доставил ребятам огромное удовольствие. Результат—обнаружение клада, который надо было найти по специальным меткам, отмеченным мелом на земле и деревьях. Мы очень старались запутать наших индейцев. Искать мешок с сокровищами они должны были долго. Каково же было наше удивление, когда через пять минут команда принесла клад, который родители, принимавшие активное участие в «Битве в прерии», так долго прятали.
Время игры пролетело быстро. Ребята, уставшие, но довольные, получили сладкие призы, а мы—подтверждение: современные дети XXI века абсолютно не отличаются от нас, детей ХХ. Они так же готовы бегать, прыгать, играть, отложив свои телефоны и планшеты. Мальчишки и девчонки радуются активным живым конкурсам, постигая умение быть командой, поддержкой для своего товарища. Именно этому, мы считаем, и надо учить ребят: дружбе, умению сопереживать, поддерживать, подставлять плечо и, проигрывая, радоваться за соперника. Ибо как только заканчиваются состязания, все они снова становятся хорошими товарищами, способными понимать друг друга. Ведь уметь дружить—это настоящее искусство, научить которому—наша задача.

 

И. КРАЙНЮК, главный библиотекарь ОНИБТ ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

Другие статьи этого номера