Доверие—один из главных инструментов мошенника…

Любовь, голуби и огонек свечи

Необходимость в повышении уровня правовых знаний населения особенно остро проявляется в свете негативных тенденций новейшего времени.
Реализация данной задачи является важным условием предупреждения сложных жизненных ситуаций, причиной возникновения которых часто становится недостаточная информированность граждан об их правах и обязанностях, а также возникающих вследствие этого угрозах и рисках.

 

Одной из проблем современности является мошенничество—обман граждан с целью незаконного завладения их имуществом и финансовыми активами. Эта преступная деятельность проявляется в разных формах. Жертвой мошенников, увы, может стать каждый. Проблема стала особенно чувствительной после перехода Севастополя в российское правовое поле, когда ввиду недостатка правовых знаний многие жители города (особенно люди пенсионного возраста) пострадали от недобросовестных действий коммерческих организаций и частных лиц.
Характерный пример—лето 2018 года, когда в результате недобросовестных действий сотрудников коммерческих организаций при замене приборов учета электроэнергии пострадали более одной тысячи человек, преимущественно лица пенсионного возраста, о чем наша газета подробно рассказывала. Напомнил: обман происходил по следующей схеме: мошенники приходили днем, чтобы избежать встречи с детьми или внуками пенсионеров, и убеждали хозяев заменить приборы учета, пугая штрафными санкциями. Вводя людей в заблуждение, утверждали, что действуют от имени ресурсоснабжающей организации и их вмешательство во внутридомовые сети является законным. Получив таким образом согласие абонента, представители коммерческих структур срывали защитные пломбы, а годный к эксплуатации счетчик меняли на новый. В результате некоторое время спустя в отношении абонента ресурсоснабжающей организацией составляется акт о несанкционированном вмешательстве в прибор учета, при этом насчитывалась задолженность, которая возникла в результате перерасчета стоимости потребленных услуг.
До настоящего времени проблема защиты данной категории граждан продолжает сохранять остроту. Она неоднократно обсуждалась в ходе семинаров и рабочих встреч с участием уполномоченного по правам человека в Севастополе и представителей профильных организаций, а также была вынесена на повестку очередного заседания общественного экспертного совета при уполномоченном 23 ноября 2018 года. По итогам обсуждения члены совета пришли к единому мнению, что для эффективной защиты от действий мошенников необходимо активно и широко распространять информацию о данной проблеме и способах противодействия ей. Уполномоченный обратился к правительству города с просьбой оказать содействие в распространении вышеуказанной информации, а также поручить профильным организациям и департаментам правительства Севастополя разработать и разместить в городе социальную рекламу об алгоритме защиты от действий мошенников при замене приборов учета.
Данная инициатива нашла поддержку, и в адрес ресурсоснабжающих организаций города (ПАО «Севастопольгаз», ГУПС «Водоканал», ООО «Сев-энергосбыт») профильным департаментом правительства Севастополя были направлены письма с просьбой оказать содействие в разработке рекомендаций (памяток) по защите от действий мошенников при замене прибора учета для дальнейшего распространения среди населения. Надо сказать, что перечисленные выше предприятия откликнулись на предложение и провели работу по информированию граждан об алгоритме защиты от недобросовестных действий при замене приборов учета, разместив данную информацию на своих официальных сайтах.
Потребителю необходимо четко знать, что он не вправе самостоятельно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в их работу. Демонтаж, а также последующий монтаж прибора учета, связанный со снятием или постановкой контрольной пломбы на прибор учета, выполняется в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации. Пломбирование прибора учета связано с его вводом в эксплуатацию. Без контрольной пломбы при расчете платы за коммунальные услуги показания счетчика не могут быть приняты к расчетам, а ее отсутствие признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
В настоящий момент лица, пострадавшие от действий мошенников при замене приборов учета, отстаивают свои права в судебном порядке, о чем «Слава» уже информировала горожан. В рамках своей компетенции уполномоченный и сотрудники его аппарата принимают участие в судебных заседаниях, при необходимости готовят заключения для суда.
В этой связи нельзя не отметить деятельность, которую осуществляет в области судебной защиты прав пострадавших севастопольская региональная общественная организация «Защита интересов граждан» (расположена по адресу: ул. Ленина, 14-а, 3-й этаж, предварительная запись на прием по телефонам: +7-978-920-81-70;
+7-978-920-81-71).
В соответствии с распоряжением президента Российской Федерации В.В. Путина от 19 февраля 2018 года № 32-рп, вышеуказанная организация получила грант Фонда президентских грантов на реализацию социально значимого проекта в городе—«Центр защиты прав граждан и юридической помощи жителям г. Севастополя». Сегодня юристы СРОО «Защита интересов граждан» защитили права и законные интересы одной пострадавшей в суде. Имеющееся положительное решение в данной категории дел открывает широкие перспективы для выработки эффективных правовых механизмов разрешения данной проблемы.
Вместе с тем анализ обращений граждан, поступающих в адрес уполномоченного, информации, предоставляемой органами государственной власти Севастополя и профильными организациями при подготовке ежегодных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Севастополя, а также сообщений в средствах массовой информации, показывает, что проблема мошенничества не ограничивается лишь приборами учета, она значительно шире.
На сегодняшний день в Севастополе широкое распространение получили следующие виды мошенничества:
1. Телефонные—sms-сообщения, звонок на мобильный или стационарный телефон о беде с вашим близким; о неожиданном выигрыше или блокировании вашей пластиковой карты; о совершении дорожно-транспортного происшествия (ДТП); о выплате денежной компенсации за приобретенные медикаменты и т.д.
2. Социальные работники—обмен денежных средств, прибавка к пенсионным выплатам, перерасчет квартплаты, покупка лекарственных препаратов и медицинских приборов по низким ценам, продажа бытовых товаров под предлогом какой-либо акции, проверка газового оборудования, замена техники, водопроводных труб.
3. Интернет-мошенничество—в социальных сетях на онлайн-сервисах запрашиваются данные вашего счета, паспортные данные, номер пластиковой карты и пин-код…
Доверие—один из главных инструментов мошенника, которым он цинично злоупотребляет. Чем больше людей страдает от мошеннических действий, тем хуже становится моральный климат в обществе, тем больше людей перестает верить друг другу.
Тем не менее следует помнить, что мошенников в целом не так уж и много, их единицы из тысяч законопослушных людей.
Да и способы защиты от злоумышленников на самом деле просты:
—не впускайте в квартиру незнакомых людей. Свяжитесь со своими близкими и сообщите о посещении незнакомцев;
—лиц, которые представляются социальными работниками и сотрудниками ресурсоснабжающих организаций, попросите предъявить удостоверение, свяжитесь со службой, которую незнакомец вам называет, для уточнения визита и данных сотрудника;
—не приобретайте «с рук» вещи, лекарства и медицинские приборы, перед их применением обязательно проконсультируетесь с лечащим врачом;
—по телефону и в социальных сетях на онлайн-сервисах никому не сообщайте данные банковского счета, паспортные данные, номер пластиковой карты и пин-код.
В случае, если вы все же стали жертвой мошенников, не следует впадать в панику и отчаиваться. Как только вы поняли, что вас обманули, немедленно обратитесь по следующим телефонам экстренной помощи:
—полиция—102;
—«телефон доверия» полиции—55-02-02;
—дежурная часть УМВД—54-64-64;
—уполномоченный по правам человека в Севастополе: 41-66-00; +7-978-901-19-08.
В настоящее время совместно с УМВД России по Севастополю уполномоченным разработана специальная памятка, в которой приведена информация о наиболее распространенных способах и видах мошенничества, а также правовых механизмах защиты. В ней в том числе приведена и вышеуказанная информация, вооружившись которой, каждый сможет обезопасить себя от действий злоумышленников, надежно защитить свои права и законные интересы.

 

В тему

 

Специалисты Пенсионного фонда ведут прием только в клиентских службах!

 

Уважаемые севастопольцы! Отделение ПФР по г. Севастополю вновь напоминает, что специалисты Пенсионного фонда не ходят по домам и не собирают подобным образом личные данные пенсионеров или инвалидов. Кроме того, Пенсионный фонд НЕ предоставляет платные консультации и не продает товары, в том числе медицинские.

Все государственные услуги, а также необходимые разъяснения о пенсионных и социальных правах граждан предоставляются БЕСПЛАТНО в клиентских службах ПФР города. В том числе жители отдаленных районов Балаклавского и Нахимовского районов могут получить консультацию в выездной мобильной клиентской службе. График выездных приемов ежемесячно публикуется на странице отделения на сайте Пенсионного фонда pfrf.ru
Важно! Пенсионный фонд рекомендует предельно внимательно пользоваться услугами юридических фирм, которые обещают пенсионерам сделать перерасчет пенсии, прогнозируя надбавку в размере 10 тысяч рублей и больше. Часто такие фирмы пишут типовые заявления о перерасчете пенсии, не беря в расчет то, что у пенсионера нет никаких оснований для проведения такого перерасчета.
Каждый пенсионер имеет право бесплатно обратиться на прием в любую клиентскую службу, где специалист, проверив пенсионное дело, подскажет, есть ли возможность принести дополнительные справки и документы, увеличив таким образом размер пенсии.
Получить консультацию также можно по телефонам «горячих линий»:
—клиентская служба № 1 (ул. Урицкого, 2), 63-13-56;
—клиентская служба № 2 (ул. Пожарова, 5), 53-03-22;
—клиентская служба № 3 (ул. Киевская, 11/Л. Толстого, 35), 55-05-59;
—клиентская служба № 4 (ул. Дзигунского, 19), 48-87-93.

 

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера