Как выиграть суд у управляющей компании и взыскать с нее моральный ущерб—

Как выиграть суд у управляющей компании  и взыскать с нее моральный ущерб—
Рассказали журналисты программы «Севастополь. Итоги недели» на Севастопольском телевидении

Россияне стали чаще жаловаться на нарушения в сфере услуг, в основном—в ЖКХ. Об этом сообщила руководитель ведомства Анна Попова на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. По ее словам, ежегодно ведомство получает около миллиона обращений, и почти 60 процентов из них касается жилищных услуг. Но рост количества жалоб эксперты относят не столько к провалам системы ЖКХ, сколько к растущей грамотности потребителей. Благодаря этому, например, в Севастополе обычные жители один за другим стали выигрывать иски у управляющих компаний. По данным Госжилнадзора, всего за полгода в суд направлено 18 таких заявлений, а в прошлом году севастопольцы выиграли 16 исков. Корреспондент программы «Севастополь. Итоги недели» Александра Ковалева выяснила, как им это удалось.

Жильцов верхних этажей в Севастополе объединила одна беда—июньские ливни. У кого-то стихия стала непрошеным гостем только в одной комнате. У Валентина Красовского, жильца квартиры № 25 в доме № 15 на улице Юмашева, потолки протекли во всей квартире. С тех пор вёдра и миски стали неотъемлемой частью интерьера этой квартиры, потому что крыша перестала выдерживать даже небольшие осадки. Запах плесени в доме Красовских стоит до сих пор.
Заливало квартиру с шестого, технического, этажа. Шатровая крыша давно нуждалась в ремонте. Та же картина наблюдалась и у соседей. Они писали жалобы в управляющую компанию, но специалисты у них так и не появились. Так продолжалось, пока жильцы не обратились в Госжилнадзор. Но и это не решило вопрос—основные места протечек так и не заделали. Пришлось подключать адвоката. Независимый эксперт составил смету и оценил ущерб, нанесённый квартире Красовских, в 51 тысячу рублей. «Эту смету мы отправили в управляющую компанию. Хотели решить всё мирным путём, чтобы она нам или деньги выделила, или прислала рабочих или материал, а мы бы сами все сделали. Но нам отписали: подготовить целый список бумаг. Я бы полгода их бумаги собирал»,—рассказывает Валентин Красовский.
Для Красовских это стало последней каплей. Они обратились к специалисту, который помог собрать документы, но уже не для УК, а для обращения в суд. Как уточнила адвокат Алия Гареева, помимо стандартного набора справок потребуются фото- и видеодоказательства. «Первое, что необходимо сделать,—это зафиксировать на фото и видео факт ущерба. Кроме того, потребуются заключение эксперта, акты осмотра, в котором рассматривается объем причиненного вреда, а также правоустанавливающие документы от собственника жилья. Также в списке—справка о составе семьи, если в квартире прописано несколько человек»,—добавила Гареева.
Впрочем, и это не напугало представителей управляющей организации. На заседание суда они не явились. Вердикт вынесли заочно. «Гагаринский районный суд установил: в период заливов дом находился в управлении ООО «Севжилсервис», поэтому именно оно и должно отвечать за ущерб, который причинён истцу. Законодательно установлено, что управляющая организация несёт ответственность за понесённые убытки, если она не обеспечивает надлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома»,—рассказала пресс-секретарь Гагаринского районного суда Севастополя Александра Очеретная.
Как результат—управляющая компания должна оплатить истцу ущерб, нанесенный протечками, расходы на экспертизу, услуги адвоката и компенсацию морального вреда, а также штраф за отказ исполнить требование в досудебном порядке. В сумме это 130 тысяч рублей. Чуть меньше—104 тысячи—должны выплатить коммунальщики и соседям Красовских.
В доме № 13 на улице Шевченко во время ливней плоская крыша малосемейки превратилась в настоящий бассейн. «У нас там по колено воды было, на крыше. И чайки плавали—как в море. Итог виден в квартире до сих пор—черные следы под обоями, где текло. Три ведра воды я собрала. А соседка—девять. У неё от напора воды вообще труба лопнула»,—поделилась жительница дома Татьяна Наталина.
Как выяснилось, причина потопа—ливнёвка, забитая мусором. За ее состояние и состояние кровли ответственна управляющая компания. Жильцы написали заявление в Госжилнадзор. Во время проверки факты подтвердились, и должностным лицам управляющей компании Гагаринского района-2 выписали штраф за нарушение лицензионных требований по управлению многоквартирными домами. Размер штрафа—50 тысяч рублей. Вместе со штрафом коммунальщикам выдали и предписание: обеспечить текущий ремонт крыши над квартирами заявителей. Сотрудники управляющей компании залатали кровлю, отремонтировали водосток и убрали мусор.
Но до конца проблема не решилась. «У соседки двое маленьких детей. И все так и течет после каждого дождя. Даже после ремонта»,—рассказала Татьяна Наталина. Сейчас жильцы также подумывают обратиться в суд, чтобы возместить еще и ущерб за имущество, повреждённое потопом.
Судебная практика по таким делам в Севастополе пока невелика. Прецеденты есть, но статистику никто специально не ведет. Некоторые данные нам сообщил Госжилнадзор, поскольку чаще всего жители обращаются в суд при помощи этой организации. Всего за полгода отдел правовой работы Госжилнадзора подготовил 18 таких заявлений. По результатам работы за прошлый год выиграно 16 исков, ещё 27—в работе.

Другие статьи этого номера