Россия поднялась на 4 позиции в мировом рейтинге конкурентоспособности

Спасибо, Паша!

Россия за два года поднялась сразу на четыре пункта в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма всемирного экономического форума The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019—с 43-го на 39-е место, расположившись между Чехией и Индонезией, сообщает «Интерфакс-Туризм».

 

Рейтинг публикуется раз в два года, начиная с 2007-го. В 2019 году в нем участвовало 140 стран, которые оценивались по позициям, так или иначе связанным с приемом зарубежных туристов. Сюда входят историческое и культурное наследие, развитие экономики, транспорта, гостиничного сектора, коммуникаций, медицины, визовая политика, открытость населения и многое другое. В 2015 году Россия занимала в общем рейтинге 45-е место, поднявшись сразу на 18 пунктов. В 2017 году поднялась еще на два пункта—на 43-е место.

Сильные и слабые места

По уровню природных ресурсов Россия находится на 34-м месте между Непалом и Вьетнамом, по уровню культурных ресурсов—на 18-м, между Турцией и Бельгией. Эксперты ВЭФ особо отмечают улучшение по этому показателю. По уровню безопасности (включая число убийств и террористическую угрозу) страна оказалась на 98-м месте, поднявшись на 11 пунктов по сравнению с 2017 годом. По критерию «Политика в сфере туризма и путешествий» у России 105-е место. Низко оценили эксперты и открытость нашей страны для международных путешественников—123-е место. По качеству туристической инфраструктуры (гостиницы, курорты, развлекательные заведения) Россия поднялась сразу на 47 пунктов—со 116-го места на 69-е. Это может быть связано с инвестициями, сделанными перед чемпионатом мира по футболу. Инфраструктура авиатранспорта оценена еще выше—нас поставили на 23-е место, правда, на один пункт ниже, чем в прошлом рейтинге.
По приоритетности туризма для правительства мы заняли 86-е место, поднявшись на девять пунктов. Для оценки стран по этому показателю составители рейтинга используют данные по тратам правительства на развитие туризма, эффективности маркетинговой стратегии и продвижения бренда, по качеству туристической статистики. Также эксперты ВЭФ оценивали государственные расходы на развитие туризма и эффективность маркетинга и брендинга в продвижении страны как турнаправления.
По критерию «Международная открытость» Россия заняла очень низкое 123-е место из 140, между Пакистаном и Египтом. Здесь оценивается среди прочего визовая политика страны. По экологической ситуации—82-е место, между Польшей и Угандой. В 2017 году было 71-е.
По уровню развития информационных технологий Россия на 48-м месте, между Венгрией и Таиландом. По конкурентоспособности цен—на 27-м, между Македонией и Бахрейном. Здесь учитываются стоимость такси, отелей, горючего и паритет покупательной способности.
По тем же самым критериям среди стран бывшего СССР Россия заняла первое место, в то время как два года назад располагалась на втором, уступая Эстонии. В этом году Эстония оказалась только на 46-м месте (два года назад была на 37-м). Латвия в новом рейтинге заняла 54-е место, Литва—56-е, Грузия—70-е, Азербайджан—71-е, Казахстан—81-е, Украина—88-е, Молдова—103-е, Таджикистан—107-е, Киргизия—115-е.

Что улучшить

По мнению координатора в России программы ВЭФ по международной конкурентоспособности Алексея Праздничных, традиционными преимуществами России в плане развития туризма являются природные достопримечательности, культурные и исторические объекты. «Пока еще в полной мере не реализован потенциал событийного туризма, который играет все большую роль в эпоху экономики впечатлений»,—добавил он.
В качестве слабых сторон, сдерживающих развитие туризма, г-н Праздничных назвал барьеры, связанные с визовыми процедурами для иностранных туристов, а также развитость и качество туристической инфраструктуры в регионах, включая отели, туристические услуги, транспортную инфраструктуру и прочее.
«Также пока относительно низко оценивается эффективность государственной политики по развитию туризма в России. В перспективе можно ожидать улучшения позиции нашей страны в рейтинге, потенциально позитивную роль может сыграть разрабатываемая в настоящее время программа развития туризма, включающая меры по снижению барьеров для привлечения иностранных туристов, повышению доступности и качества туристической инфраструктуры»,—отметил эксперт.

Международный рейтинг

Первые места в рейтинге-2019 заняли Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Во второй десятке—Австрия, Португалия, Китай, Гонконг, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Мексика и Норвегия. Замыкают рейтинг из 140 стран Либерия, Чад и Йемен.
Заметнее всего позицию улучшили Молдова (на 14 пунктов), Румыния (на 12 пунктов, 56-е место), Сербия (на 10, 84-е место), Албания (на 10, 86-е место), Дания (на 10, 21-е место), Украина (на 10). При этом больше всего мест потеряли Тринидад и Тобаго (на 14 пунктов, до 87-го места), Эквадор (-13, 70-е место), Гватемала (-13, 99-е место), Венесуэла (-13, 117-е место), Панама (-12 пунктов, 47-е место), Северная Македония (-12, 101-е место).
Как отмечают эксперты ВЭФ, на первые 35 стран в рейтинге приходится 70% международных туристических прибытий и 84% валового внутреннего продукта, создаваемого туризмом. Двадцать из них находятся в Европе, десять—в Азиатско-Тихоокеанском регионе, четыре—в Северной и Южной Америках и одна—на Ближнем Востоке (ОАЭ).
Всемирный экономический форум (ВЭФ)—швейцарская неправительственная организация, созданная в 1971 году, известная прежде всего организацией ежегодных встреч в Давосе.

Другие статьи этого номера