Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Дом на распутье

Судьба дома похожа на судьбу человека. За неприметным на первый взгляд фасадом может скрываться интересная история. Дом, имеющий адрес: улица Адмирала Макарова, 2,—один из таких. Ему, построенному в конце 30-х годов прошлого столетия по...

Судьба дома похожа на судьбу человека. За неприметным на первый взгляд фасадом может скрываться интересная история. Дом, имеющий адрес: улица Адмирала Макарова, 2,—один из таких. Ему, построенному в конце 30-х годов прошлого столетия по проекту архитектора Владимира Карловича Ретлинга, каким-то чудом суждено было пережить войну. Сам Владимир Карлович об этом не узнал. Он погиб в 1944 году в одном из сталинский лагерей. Дом же до сих пор не внесен в реестр объектов культурного наследия, а капитальный ремонт фасада намечен только на 2046 год: пройдет 93(!) года после последнего капитального ремонта. И все бы осталось без внимания, а имя Ретлинга могло кануть в Лету, как и множество несправедливо забытых архитекторов, если бы не инициативность неравнодушного человека—Сергея Смирнова, чье детство прошло в доме на Корабельной стороне.

 

Тайна архитектора

Перед Михаилом Врангелем, главным архитектором Севастополя в 20-30-е годы прошлого века, стояла важная задача: восстановить разрушенный после Гражданской войны город. За это дело он взялся с большим энтузиазмом. К счастью, градостроители того времени не знали о надвигающихся репрессиях и страшной разрушительной войне, которая практически уничтожит все их усилия. Городской архитектор привлек к работе талантливых специалистов, в число которых в 30-е годы вошел и совсем молодой Владимир Ретлинг. Удивительным образом дома, построенные по его проекту, оказались словно заколдованными—в них и сейчас живут люди. Впрочем, информацию о Ретлинге приходится собирать по крупицам. Известно еще об одном здании, построенном по его проекту в Балаклаве, которое внесено в реестр исторического наследия. Это—Дворец культуры.
На сайте любителей истории о нем есть небольшая справка: «Здание построено в 1939 году по проекту архитектора Владимира Карловича Ретлинга. Объемно-пространственная композиция здания решена в стиле классицизма, подчинена строгой симметрии всех элементов конструкций—колонн, портиков, балконов, оконных и дверных проемов. Главный вход благоустроен подпорными стенами, площадками, лестничными маршами с балюстрадами. Прилегающий парк разделен на террасы, соединенные ступенчатыми пролетами с тумбами, благоустроен цветниками и клумбами. Здание предназначалось для Клуба Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). В годы Великой Отечественной войны в клубе располагались: штаб 1-го сектора обороны Балаклавы, службы укрепрайона, редакция «Боевого листка», госпиталь, убежище для гражданского населения. В апреле 1944 года, в последние дни оккупации, гитлеровцы решили взорвать здание. Оно было заминировано, но благодаря подвигу балаклавцев Владимира Гломба и Ивана Леднева уцелело».
К тому времени Михаил Врангель уже был арестован и отправлен в Симферопольскую тюрьму. Как в те непростые времена жил Владимир Ретлинг—остается тайной. Предположительно, по проекту Ретлинга были построены и другие здания: в 1932 году—трех-этажное здание техникума для ЭПРОНа в Балаклаве и жилой дом № 25 на улице Назукина, а также памятник руководителям ноябрьского вооружённого восстания 1905 года. Этот памятник находится на кладбище Коммунаров в Севастополе.
Сын Ретлинга—уважаемый в Волгограде профессор, 81-летний Эрнст Владимирович Ретлинг. Он достаточно известный в стране и за рубежом специалист в области акустики. На сайте Волгоградского университета строительства и архитектуры о нем сказано, что Эрнст Владимирович «успешно занимается учебно-методической работой, направленной на повышение эффективности учебного процесса, и много времени уделяет повышению научной квалификации в области архитектурно-строительной акустики, является членом диссертационного совета». Через деканат университета удалось подтвердить: действительно отец профессора —тот самый Владимир Ретлинг, но, к сожалению, лично пообщаться корреспонденту «Славы Севастополя» с самим Эрнстом Ретлингом и узнать подробности биографии Ретлинга-старшего пока не удалось.

Марксштадт—Краслаг—Усольлаг

Есть сведения, что судьба Владимира Карловича Ретлинга оказалась трагичной. Его имя занесено в Книгу Памяти. Информация скупая: «Родился в 1911 году в городе Марксштадт. Дата смерти—25 марта 1944 года, Усольлаг, Кушмангорг. Прибыл в 1943 году из Краслага».
Все эти труднопроизносимые, тяжелые, словно камни, названия—Марксштадт, Усольлаг, Кушмангорг, Краслаг—звучат, как приговор. Впрочем, для кого-то они и стали последним местом в жизни. Марксштадт—так назывался город в честь Карла Маркса, расположен в 60 километрах от Саратова. 28 августа 1941 года был издан указ Президиума ВС СССР о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья. Немецкое население депортировано, город включён в состав Саратовской области. Краслаг—лагерь в Красноярском крае. За годы сталинского террора в лагерях Красноярского края побывало около 300-400 тысяч политических заключённых. Еще не менее одного миллиона человек было отправлено сюда на спецпоселение. И, наконец, место смерти Владимира Ретлинга—Усольлаг.
Усольский исправительно-трудовой лагерь—один из лагерей ГУЛАГа. В Усольлаг были депортированы многие российские немцы. Место расположения—город Соликамск Свердловской, а затем Молотовской области (ныне Пермский край). Численность заключенных в разные годы—от 10 до 30 тыс. человек. Лагерь занимался лесозаготовками, деревообработкой, имелись различные цеха, велось строительство. Названия прочно связаны с судьбой архитектора, но только о том, что пережил он по ту сторону добра, о чем думал, вряд ли удастся узнать. Владимиру Ретлингу было всего 33 года. Дома, построенные по его проектам, намного пережили своего архитектора. Множество достойных имен кануло в Лету. Им не удалось войти в историю. И только случай помогает им занять достойное место в памяти людей.

«Севастопольская Бастилия»

Сергей Иванович Смирнов давно живет в Симферополе. К дому, построенному Ретлингом, он приходит «поздороваться, как с другом». Сергей Иванович родился и вырос в доме на Корабельной стороне.
—Мои родители—защитники Ленинграда, после войны им дали комнату в этом доме,—рассказал Сергей Смирнов.—Папа—военный, мама—блокадница. Все мое детство прошло в этом доме. Мы его называли «бастилией», так как он был нашей крепостью. Интересно мы жили: в доме собрались уважаемые в городе люди, много мальчишек моего возраста. Можно сказать, получилась коммуна. Меня очень беспокоит судьба дома: он в войну находился в непосредственной близости от передовой—рядом Малахов курган—и выстоял. Я нашел фотографию военного времени: повсюду взрывы, все разбомблено, а он стоит. Снимок сделан зимой 1942 года. Дом-ветеран, дом-герой.
Этот дом, имеющий на сегодняшний день адрес: ул. Адмирала Макарова, 2, был построен для комсостава знаменитого ЭПРОНа и специалистов оборонных заводов Черноморского флота, считался одним из лучших образцов градостроительной архитектуры того времени. Одним из свидетельств, в частности, являются воспоминания Бориса Косицына, ветерана войны и труда, который с первых дней защищал город, а в мае 1944 года освобождал его от нацистов. Сергей Смирнов хранит его воспоминания: «Я помню, как этот дом, сильно поврежденный, но уцелевший, стоял среди полностью разрушенных зданий на Корабельной стороне, стоял, как символ мужества в схватке с врагом,—говорил Борис Косицын.—В доме проживали специалисты оборонной промышленности. Многих я знал лично как по совместной работе, так и по соседству, так как дом, где я проживаю, находится рядом. Этот дом-ветеран, дом-герой нуждается в капитальном ремонте».
После войны в 1953 году дом был отреставрирован и сдан на баланс военного завода № 13. Тогда же в нем был открыт филиал библиотеки имени Ушакова. На балансе завода он находился до апреля 2004 года, а потом распоряжением городской администрации был за бесценок передан в коммунальную собственность Севастополя. Дом лишился спортивной и детской площадок. Начались процессы разрушения элементов фасада, отслоения штукатурки, во многих местах появилась плесень.
—Капитальный ремонт фасада намечен на 2046(!) год. И это с учетом того, что последний ремонт проводился в начале 50-х,—сокрушается Сергей Смирнов.—Витая лестница с балюстрадами—в разрушенном виде, все приходит в невообразимое состояние. К тому же почему-то именно наш дом не вошел в список объектов культурного наследия.

А будет ли памятник?

Действительно, этот дом не вошел в реестр исторического наследия и не признан домом-памятником. Именно Сергей Смирнов, хотя он и давно не проживает здесь, первым забил тревогу по этому поводу и именно он стал делать запросы в городской архив, искать фотографии времен Великой Отечественной войны, попытался связаться с сыном Ретлинга, вел переписку с чиновниками и делал многочисленные запросы депутатам. И, наконец, все-таки привлек внимание, заодно вытащив из небытия и имя архитектора. Экс-председатель заксобрания, а сегодня сенатор Екатерина Алтабаева, прочитав его обращение, направила просьбу начальнику управления охраны объектов культурного наследия М. Рязанцеву.
«…Дом включен в перечень объектов капитального ремонта на 2046 год. Просим принять все необходимые меры по включению дома № 2 на улице Адм. Макарова, считавшегося одним из лучших образцов градостроительной архитектуры прошлого века, в перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Севастополя. Такой же дом, построенный по проекту того же архитектора в то же время в Балаклаве, с 2016 года является памятником культурного наследия»,—написала Екатерина Алтабаева.
У Сергея Смирнова практически не осталось знакомых в этом доме: кто-то умер, кто-то уехал. Не все новые жильцы заинтересованы в том, чтобы сохранить историческую память. Деятельность некоторых «квартирантов» видна невооруженным глазом: нелепые пристройки обезобразили не один севастопольский дом. Жалкие в своей неухоженности подъезды, отваливающаяся штукатурка давно ни у кого не вызывают удивления. Только вот почему-то именно за этот дом еще хочется побороться.

 

Анна Брыгина.

На снимке: город практически уничтожен, а дом стоит.

Фото В. Докина.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ