«Васса» вновь поднимется на сцену

Севастопольские девчонки. Маргарита Золотарёва

В репертуаре каждого театра есть спектакль-легенда, спектакль-откровение, спектакль-талисман, который не только собрал прекрасные отклики и высокие награды, но и вывел творческий коллектив на новый качественный уровень. В Севастопольском театре юного зрителя таким знаковым спектаклем является горьковская драма «Васса».

 

В основу своей пьесы Максим Горький положил события и судьбы реальных людей. Прототип Вассы Железновой—богатая нижегородская купчиха («бизнес-дама» рубежа прошлого и позапрошлого веков), владелица процветающего пароходства Мария Кашина (1857-1916); ее муж в самом деле едва не угодил на каторгу за совращение малолетней, но не дожил до суда. Чтобы спасти деловую репутацию и доброе имя семьи, Васса пошла на преступление… Первая редакция «Вассы Железновой» появилась в 1910 году, в 1935-м Горький создал вторую редакцию пьесы, с более отчетливыми мотивами «классовой борьбы».
Жизненная катастрофа для Вассы Борисовны Железновой начинается с появления в ее доме фанатичной революционерки-заговорщицы Рашели, жены угасающего на чужбине Федора, сына миллионерши. Рашель хочет забрать у Вассы ее единственную светлую надежду—маленького внука Колю. Васса прилагает максимум усилий, чтобы оградить от бед и потрясений свою семью. Но когда внезапно умирает сама, жалеть ее просто некому. Тонкий знаток человеческой натуры, Горький выводит на сцену сильных женщин и ничтожных мужчин, и все они становятся жертвами обстоятельств, которые неизменно складываются против них. Не исключение и несгибаемая Васса Железнова.
Любопытная деталь: имя Васса можно трактовать двояко—от греческого слова «пустыня» или «царственная». В пьесе Горького так, собственно, и выходит: сильная, умная, «царственная» заглавная героиня оставляет после себя пустоту, «пустыню»… Она была влиятельна и богата, но не была счастлива. Ее наследники получат деньги. Но, и это очевидно, богатство в очередной раз никому не принесет счастья.
В СевТЮЗе спектакль «Васса Железнова» (по второй редакции пьесы) поставил режиссер Семен Лосев, ученик великого Г.А. Товстоногова. Премьера состоялась 25 ноября 2012 года.
Спектакль «Васса Железнова» не эпатажен. Режиссер сознательно ушел от современных прочтений классических произведений, когда действие либо переносится в иное пространственно-временное измерение, либо погружено в столь сложные аллюзии и метафоры, что на простые эмоции—сочувствие и сострадание—у зрителя просто не хватает сил. Конечно, спектакль «Васса Железнова» в СевТЮЗе вовсе не о «свинцовых мерзостях» и политических обстоятельствах конца XIX века, а о том, как уютное семейное гнездо Вассы капля за каплей покидает живая душа, сама жизнь… Не ищите в спектакле Лосева обличительного пафоса, саркастических интонаций. История загубленных жизней и рухнувших надежд вполне обходится простыми и ясными выразительными средствами.
Своим успехом спектакль во многом обязан исполнительнице заглавной роли—Людмиле Оршанской. Не случайно роль Вассы была отмечена почетным дипломом «За проникновенное исполнение, за необычную трактовку» жюри VI Всероссийского фестиваля имени М. Горького в Нижнем Новгороде, а также премии имени народного артиста России Г. Апитина КРО Национального союза театральных деятелей Украины—как победитель в номинации «Лучшая женская роль» сезона 2012-2013 гг. на смотре-конкурсе театров Крыма.
Спектакль «Васса Железнова» возвращается на сцену СевТЮЗа. Уже 3 октября заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный деятель искусств Севастополя Людмила Оршанская, художественный руководитель театра, предстанет перед зрителями в роли Вассы. В спектакле заняты также ведущие мастера сцены: заслуженный деятель искусств Севастополя Виктор Куклин, заслуженная артистка Севастополя Елена Воронцова, заслуженный артист Севастополя Данил Высоцкий и др.
Классика всегда вызывает споры. Так, одни исследователи творчества Горького утверждают, что Васса—холодна и бездушна, ее интересуют только деньги, она «мертвая убивающая мать». Другие полагают, что Васса Железнова «безумно любит своих неудавшихся детей» и единственного внука, готова ради их благополучия на любую жертву. Давайте же составим свое собственное мнение, посмотрев спектакль.

 

И. Азаров, заведующий литературной частью СевТЮЗа.

На снимке: сцена из спектакля.

Другие статьи этого номера