КЛАЛИ НА СОВЕСТЬ?

КЛАЛИ НА СОВЕСТЬ?

Ремонт дороги, огибающей сквер 300-летия Российского флота, не выполнен в срок. Обещано было к концу августа, затем—сентября, и вот на дворе уже октябрь. Также не будут сданы в срок согласно условиям контракта улицы Мечникова, Меньшикова, Советская, Речная, Подгорная, Умерова, Сумская… Традиционно в дорожно-строительных проблемах винят подрядчиков. Не слишком ли простое объяснение? Попробуем разобраться, с чем мы имеем дело: с единичными просчетами или системной несостоятельностью?

Город сегодня—строительная площадка, территория реконструкций, поражающих амбициозными замыслами. Такого бума Севастополь не видел со времен окончания Великой Отечественной войны. Однако не все получается так, как хотелось бы. Происходящее требует, как минимум, критического осмысления. На улице Мечникова новое дорожное полотно должно было быть сдано летом. Возможно, так и случилось бы, если б не выявленные недочеты. На объект приехали представители Севастопольского отделения ОНФ. Внимание общественников привлекла высота бордюрного камня. На отдельных участках уровень строительного материала не превышал восьми сантиметров вместо нормативных 15. «Замки», обеспечивающие стяжку бордюра, вместо 10 сантиметров были шириной всего три-четыре. Подобное несоответствие ставит под сомнение гарантии безопасности, обеспечиваемые трассой, а также функции водоотведения.
—Любые параметры, предусмотренные стандартами, не берутся с потолка,—говорит председатель РОО «Дорожный контроль-Севастополь» Максим Мишин.—За теми или иными нарушениями следует проблема использования бюджетных средств. Если такую работу и принимать, закрыв глаза, то она не должна быть оплачена в предусмотренном объеме.
—Я ненавижу слово «освоить». Если бы мы не обратили внимание на такие, казалось бы, мелкие недоделки, дорога была бы принята. Потому что имеется контракт. Деньги выделены из бюджета, значит, нужен показатель освоения этих средств. Если дорога не сдана, то и показатели меньше. Зададимся вопросом: может ли быть в этой части коррупционная составляющая между подрядчиком и заказчиком? На мой взгляд, может. Что еще возмущает и настораживает, так это то, что зачастую молчит обязательный на каждом участке стройконтроль. В результате никто особых нарушений как будто не видит. Так и говорят: мол, сойдет «на троечку»,—считает активист.
Дорога на улице Мечникова вообще показательна. Здесь, в районе дома № 11, мы видим дорожный знак с ограничением скорости 30 км/час (в то время как разрешенная скорость на данном участке—60 км/час) и «лежачих полицейских». Искусственная преграда, как и знак ограничения скорости, установлена частным лицом. На каком основании?
—Действительно бывают случаи, когда подобные ограничительные меры принимаются по просьбе жителей,—поясняет Мишин.—Как правило, этому есть обоснование: школьное учреждение, находящееся поблизости, или же место аварийно опасное. Но просто так—захотел и установил—не должно быть! Общественник указывает также на элементы металлического ограждения в «кармане» дороги. Кто-то позаботился о местах парковки. Но эта территория—городская земля. Мы имеем дело с самозахватом,—убежден Мишин.
На место были приглашены сотрудники ГИБДД. Соответствующие запросы сделаны в прокуратуру. За подобные нарушения предусмотрено наказание в виде штрафа до 400 тысяч рублей.
Новый тротуар для пешеходов, уложенный вдоль дорожного полотна, имеет характерный насыщенный цвет. Но в ряде мест можно заметить небольшие трещины—так пробиваются сквозь толщу асфальта корни деревьев. Строители, когда готовили подложку под покрытие, не зачистили ее от корневой системы. А прошел всего месяц. Представители Севастопольского отделения ОНФ мониторят текущий и капитальный ремонт более сорока дорог и практически ко всем работам имеют те или иные нарекания. Типичное явление—неграмотные подготовительные работы перед укладкой асфальта. Нередко приходится фиксировать повторное использование строительного мусора (под покрытие кладут не щебень, а куски старого асфальта). Имеет место хаотичное складирование стройматериалов (должна быть специальная площадка). Повреждение зеленых насаждений при ведении строительства—повсеместный бич. Техника на объектах эксплуатируется грубо по отношению к деревьям. Так, например, на улице Корабельной к стволу дерева был прибит паспорт объекта. На улице Ковпака таким образом был закреплен дорожный знак.
Порой отсутствуют элементарные вещи, такие как паспорт объекта, где указываются заказчик, подрядчик, контактные телефоны, сроки окончания работ. Все это изначально должно быть заложено контрактными условиями.
—Лично у меня повышенное чувство ответственности с того момента, как мы вошли в Россию,—говорит Мишин.—Я прекрасно понимаю, что те средства, которые нам выделяются, не будут идти нескончаемым потоком как из рога изобилия. Мы должны использовать свои возможности максимально рационально.
Сроки ремонта дороги, огибающей сквер 300-летия Российского флота, ограничиваются, согласно паспорту объекта, 31 августа. Идет второй месяц осени, а работы продолжаются. На взгляд обывателя, опять виноваты дорожники, подрядные организации. По мнению бывшего руководителя АО «Севастопольское управление дорожного строительства», а ныне депутата совета Нахимовского муниципального округа Севастополя С. Михальчука, все не так однозначно:
—Строители часто имеют дело с отвратительными проектами. Проектировщики, кажется, порой даже не выезжают на объект. В ходе активных дорожных работ вдруг «всплывают» скрытые сети. Затем выясняется, что необходим перенос труб, ливневки, столбов освещения, подпорных стен… Мы наблюдаем несогласованность действий одного департамента с другим. Однако все шишки летят в сторону генподрядчика. Должна быть отлаженная, системная работа заинтересованных служб. И работать нужно не с иногородними проектировщиками, а с местными, у кого есть карты, схемы.
Система определения подрядчика через тендерные закупки также, безусловно, несовершенна. Иногда можно услышать, что привлечь севастопольское предприятие для подобных крупномасштабных работ не представляется возможным по причине отсутствия у последних достаточных производственных ресурсов и мощностей. Странно слышать. Ведь, как показала практика, к нам приезжают спецы «с достаточными производственными ресурсами и мощностями» с Дальнего Востока, Сахалина, из Узбекистана и Таджикистана с уставным капиталом… 10000 рублей. В правительстве Севастополя считают, что, если подрядчики выходили на эти торги с определенными сроками, значит, они понимали свою ответственность. Контракты подписаны, следовательно, за их несоблюдение необходимо применять штрафные санкции.
В этом году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется привести в нормативное состояние порядка 77 км автомобильных дорог. Итоги будем подводить позже. Новый конкурс требовался, чтобы закончить реконструкцию Камышового шоссе, проваленную предыдущим подрядчиком. Очевидно, сроки завершения скандальной реконструкции сдвинутся. Люди просят хотя бы устранить на Камышовом шоссе аварийно опасные участки с глубокими ямами по обочинам, восстановить развилку с улицей Индустриальной, сделать освещение.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимках: идут работы по ремонту дорожного полотна у сквера 300-летия Российского флота.
Фото Д. Метелкин

Другие статьи этого номера