Месяц школы позади: пора проверить у ребенка зрение!

Перед школой число близоруких детей увеличивается почти в два раза, с 1,5% в 3 года до 3% в 7 лет. Остроту зрения ниже 1,0 имеют от 15 до 20% первоклассников. Специалисты «Роспотребнадзора» рассказали о профилактике расстройств зрения у детей.

 

Соблюдаем режим дня!

Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов—как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).
В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействуют определенный распорядок жизни и устранение таких неблагоприятных факторов, как напряженная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели).
Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.
Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдаются большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Этот процесс особенно интенсивно протекает в период от года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличиваются размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.
Сказывается это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеют дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.
В возрасте от трех до семи лет причиной снижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в два раза: 1,5%—в 3 года и 3%—в 7 лет.
Среди учащихся, поступающих в 1-й класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей появилось еще в дошкольном возрасте.
Увлечение родителей ранним приобщением детей дошкольного возраста к буквам и чтению, когда еще несформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге—к расстройствам и заболеваниям глаз.
Необходимо уделять внимание к развитию зрения у детей и также крайне важно расширять профилактические мероприятия с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Для охраны зрения необходимо правильно организовывать занятия в домашних условиях.
Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте—читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.
Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.
Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Как улучшить зрение?

Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется, любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
Правильные зрительные привычек у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможности смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего на дальний предмет и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия за компьютером, планшетом, мобильным телефоном оказывают неблагоприятное влияние на зрение.
Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения—2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время суток. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности—30-35 см. Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела—не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным, делать гимнастику для глаз.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей—это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3 лет—раз в полугодие, а от 4 до 7 лет—раз в год). Чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее, напоминают специалисты.

Другие статьи этого номера