Женщины в истории человечества

Женщины в истории человечества

Феминистки будут крайне удивлены, когда узнают, что женщины в давние времена наравне с мужчинами сражались, путешествовали и творили, сообщает сайт https://div-library.livejournal.com/

 

Дамы-гладиаторы

Излюбленная потеха древних римлян представляется нам как кровавая бойня на арене, в которой вынужденно принимают участие мужчины из пленных, преступников и рабов. Однако этот стереотип в корне неверен. Во-первых, на арену Колизея выходили в огромном количестве и добровольцы, являвшиеся профессиональными солдатами и даже политиками. Если верить историкам, платили за участие в «представлении» неплохо, и многие бойцы в мирное время не прочь были подзаработать таким образом. Во-вторых, женщины на арену тоже выходили довольно часто. И для римлян это не было чем-то неординарным: в записях воинственные леди упоминаются регулярно, хоть и не особенно часто. Боевое равенство полов было ликвидировано только императором Септимием Севером, запретившим женщинам участвовать в боях.
Сложно представить себе удивление археологов, вскрывших могилу гладиатора, имевшего множество наград, и нашедших в ней женский скелет. Довольно долго ученые пытались свести свое открытие к какой-то ошибке. Однако пришлось признать, что женщина действительно была воином: кости несли на себе следы многих ранений.

Женщины-самураи

Феодальная Япония была строго патриархальной, суровой и даже жестокой страной. По представлениям европейцев, женщины в ней должны были «раз—сидеть и два—тихо», пока мужественные самураи героически и поэтично умирали за императора. В общем, кимоно, высокая прическа и семисэн. Жизненные цели—ублажать мужчину, если он вернулся из очередного сражения, и оплакивать, если он погиб.
На самом деле некоторые японки в те времена были истинными воинами. Их растили и воспитывали в соответствии с тем же кодексом «Бусидо». А раз честь должна быть превыше смерти, то и защищать ее женщин тоже учили. У каждой при себе постоянно был кинжал, который бестрепетно вонзался в грудь врага. Или же (в безвыходной ситуации) в свою.
Участвовали женщины-самураи и в боях. Причем не в качестве жеста отчаяния, а как солдаты регулярных войск. Так, в бою возле Сенбон Матсубару треть погибших оказались женщинами, что подтверждено анализом ДНК.
Знатных японок обучали другим боевым искусствам, нежели мужчин. Самым распространенным женским оружием была нагината—длинное лезвие на длинном же древке. Причем аргументом была не дискриминация по половому признаку, а холодный расчет: женщины были слабее мужчин, но быстрее и ловчее. Так что требовались иные методики тренировок, которые и были разработаны.

Женщины-амазонки

Принято считать, что амазонка—вымышленный персонаж, плод фантазии того же Гомера. Так что амазонок можно поставить в один ряд с циклопами, русалками, Бабой-ягой и драконами. В общих чертах большинству людей воинственные женщины представляются чуть ли не великаншами, которые истребляли новорожденных, если они оказывались мальчиками, отрезали себе одну грудь (якобы так стрелять из лука удобнее) и брали мужчин в плен исключительно в качестве осеменителей. В последние годы благодаря Голливуду к этому чудесному образу добавились кольчужное бикини и бюст пятого размера (чтобы не портить впечатления, составили всё в полный комплект).
Нынче историки, пусть и неохотно, пытаются смириться с мыслью, что амазонки действительно существовали. Это были не маркитантки и прочее сопровождение отряда, а бойцы. У них были и соответствующие татуировки, и следы ранений; некоторые воительницы погребены в броне и с личным оружием. Есть предположение, что в скифских войсках были даже чисто женские подразделения вроде «летучих отрядов».
По мнению историков, грудь себе амазонки не отрезали. В первую очередь они оставались женщинами, то есть продолжательницами рода. А вскармливать младенца удобнее все же, имея полный набор соответствующего «оборудования». И мальчиков воительницы не убивали, дабы потом не отлавливать по степям добрых молодцев. Скорее всего, дети отсылались до взросления домой или передавались в соседнее племя как залог мира, дружбы и доброй воли.

Женщины-викинги

С викингами связано еще больше заблуждений, нежели с японцами, амазонками и гладиаторами. При слове «викинг» большинство людей представляют себе огромного бородатого варвара с топором. Эта орда покоряет моря на драккарах, нападает на беззащитных жителей других стран, сжигает города и села, грабит, насилует и убивает. А их жены на холодной родине растят детей, борются с негостеприимным климатом и преданно ждут супругов с добычей и рабами.
На деле скандинавы были более заинтересованы в мирных торговых отношениях и относительно ненавязчивой колонизации новых земель. А женщины принимали в реализации планов мужчин значительно большее участие, нежели сейчас принято думать.
Мало того, рассказы о бесконечном насилии со стороны викингов с целью распространения потомства по Европе являются, мягко говоря, преувеличением. Безусловно, оно имело место, но не в больших масштабах, чем со стороны любого другого народа. В конце концов, любое столкновение воинов оставляет за собой обесчещенных женщин. Факт в том, что анализы ДНК говорят, что скандинавы предпочитали семейные переезды. То есть в путешествиях им составляли компанию законные супруги. Викинги предпочитали не разорять селения, а основывать рядом с ними свои колонии. Скорее они были пилигримами, нежели захватчиками.
Об участии скандинавских женщин в военных действиях данных нет. Вполне вероятно, что викинги берегли потенциальных матерей. Однако точно известно, что женщины в их обществе имели высокое положение, не ограничивающееся исключительно готовкой, воспитанием подрастающего поколения и ожиданием блудных мужей.

Женщины-художницы

Первые рисунки человечество начало делать на самой заре своего развития, едва осознав, что руки пригодны не только для забивания мамонта камнями и собирания с деревьев даров природы. Есть мнение, что именно творчество в значительной мере поспособствовало превращению одного из видов животных в разумное существо.
Долгие столетия бытовало мнение, что наскальные рисунки каменного века—дело рук мужчин. Почему оно возникло, разумно объяснить затруднительно. Может быть, потому, что практически все известные цивилизованному миру художники принадлежат к сильному полу. Возможно, потому, что подсознательно мы считаем, что роспись пещерных стен—дело трудное. А может, потому, что сюжетом многих первобытных рисунков являются охота и война, то есть чисто мужские занятия.
Однако не так давно археологи установили, что первыми художниками в истории человечества были преимущественно женщины. Причем доказать это оказалось до смешного просто. Давний, хоть и не широко известный факт: у женщин указательный палец длиннее, чем безымянный, а у представителей сильного пола—наоборот. Сразу оговоримся: не у всех, но у подавляющего большинства. Археологам было достаточно изучить сохранившиеся отпечатки пальцев, чтобы убедиться: авторами трех четвертей всех найденных наскальных картин являются дамы.
Отдельного внимания заслуживают первые скульптурные пробы. В частности, фигурки палеолитической Венеры—маленькие женские статуэтки с непропорционально огромной грудью. Раньше считалось, что это первые эксперименты человечества в области прикладной порнографии, в связи с чем авторами по определению считались мужчины—вряд ли женщинам пришло бы в голову воплощать в кости пылкие эротические фантазии. Однако археологини додумались взглянуть на эти статуэтки по-новому. И выяснили, что скульптурки напоминают вид, который открывается беременной женщине при взгляде на себя сверху. Так что, возможно, доисторические Венеры—это автопортреты будущих матерей. Или попытки отследить развитие собственной беременности. Получается, что искусство как таковое зародилось именно благодаря прекрасной половине человечества и только позже перешло в уверенные руки сильного пола.

Другие статьи этого номера