Подписана стратегия развития судостроительной промышленности страны до 2035 года

Подписана стратегия развития судостроительной промышленности страны до 2035 года

Севастополю отведено в ней место как потенциальному региону развития судоремонтного и судостроительного кластера.

 

Основная цель стратегии—увеличить долю российских кораблей на мировом рынке судостроения, особенно в гражданском секторе. Об этом сообщил премьер-министр страны Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.
«Согласно стратегии, до 2035 года объёмы экспортных поставок должны вырасти почти в десять раз—до 25 млрд рублей. Но это не должно происходить в ущерб внутреннему рынку. В прошлом году на воду было спущено 32 гражданских судна. Общий объём выпуска продукции гражданского судостроения должен увеличиться почти в семь раз. У нас действует большая государственная программа, которую мы приняли, по строительству атомных ледоколов, газовозов, рыболовецких судов. Всё это подкреплено либо решениями в рамках финансирования по линии институтов развития, либо различными обязательствами, связанными с предоставлением тех или иных ресурсов для эксплуатации»,—сообщил Медведев.
По словам главы Кабинета министров, «сейчас наш основной экспортный потенциал сосредоточен в военном кораблестроении», а «что касается гражданской продукции, то ситуация хуже».
Как доложил на совещании первый заместитель председателя правительства Антон Силуанов, в стратегии содержится «целый блок, который относится к субъектам федерации, потому что именно там формируется инвестиционный климат». «Мы предлагаем дополнительно стимулировать регионы, в том числе за счёт ресурсов, которые предлагаем изыскать субъектам за счёт более плавной реструктуризации бюджетных долгов перед Российской Федерацией, за счёт реструктуризации бюджетных кредитов, с одной стороны. С другой—мы говорим о возможности наращивания заимствований, с тем чтобы эти деньги тоже работали для роста региональной экономики»,—пояснил министр, подчеркнув, что помимо этого большое внимание уделяется законодательным мерам стимулирования.
Севастополь обозначен в стратегии лишь единожды как потенциальный регион. «В стратегии только в одном месте появляется Севастополь, и это касается того, что наш регион имеет потенциал развития судоремонтного и судостроительного кластера. То есть город упоминается как возможная перспектива»,—рассказал «Славе Севастополя» руководитель форума СИ МБФ (SIMBF) Алексей Малько. По словам международного эксперта в области судоремонта и судостроения, документ «в общем и целом описывает действующую ситуацию без прикрас: и проблемы, и достижения».
«Также в стратегии указано, что достаточного развития данная инициатива в Российской Федерации не получила. То есть несколько кластеров в России, которые сейчас не показывают особого экономического эффекта и не дают большого мультипликативного экономического эффекта для развития территорий. Да, в стратегии описывается, что сейчас Российская Федерация находится на втором месте по экспорту морского вооружения—кораблей и катеров. И на одном из последних—по объему экспорта гражданских судов.
Указано, что развитие отрасли возможно в том числе при работе над законодательной базой Российской Федерации»,—говорит эксперт.
Однако, по мнению Алексея Малько, в Севастополе быстрого развития судоремонта и судостроения пока ждать не стоит. «На наш регион накладываются в том числе западные ограничения. Судоремонт у нас вряд ли будет развиваться, потому что суда, которые работают за границей, стараются к нам не заходить и в ближайшей перспективе заходить не будут. У нас может развиваться только внутренний рынок, а он достаточно узкий. Как такового рывка у нас в Севастополе не будет и по судостроению. Если государство будет давать целевые заказы Севастопольскому Морскому заводу, то, возможно, будет какое-то движение. Но коммерческое судостроение и коммерческий судоремонт у нас развиваться в среднесрочной перспективе не будут»,—заявил Алексей Малько, добавив, что «и в самой стратегии указано, что отрасль будет развиваться за счет государственной общероссийской поддержки, но мы из-за наших ограничений нуждаемся еще в большей поддержке, чем по всей России».

Ирина КАРАТАЕВА.
Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера