Сим победиши!

Сим победиши!

Так уж исторически «состыковались» разноудаленные по времени событий параллели, что именно 4 ноября, в нынешний славный всероссийский праздник—День народного единства, в нашем легендарном городе-герое 70 лет назад торжественно завершилось строительство головного и тогда единственного по технической оснащенности кинотеатра «Победа». Это была поистине победа мирного труда военных строителей и усилий 32 тысяч лучших отраслевых специалистов всей страны, командированных в лежащий в руинах Севастополь с целью его скорейшего восстановления.

 

Грандиозная задача

Апрель 1944 года… До освобождения Севастополя от гитлеровых оккупантов оставалось больше месяца. А в Москве высшим органом власти, Государственным Комитетом Обороны во главе с И.В. Сталиным, принимается знаковое постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Севастополя—главной базы Черноморского флота».
После войны город представлял ужасающее зрелище. Из 6402 жилых домов выстояло немногим более тысячи, а из 140 тысяч населения выстрадали момент освобождения от оккупации лишь свыше двух процентов жителей…
Стояла первостатейная задача по расчистке завалов, восстановлению судоремонтных предприятий, в далеком тылу велась, правда, еще на бумаге, комплектация транспортов с людьми, механизмами и стройматериалами для Севастополя.
…Минуло 2,5 года после Великой Победы. В Крыму наконец были созданы все условия для обеспечения возвращения в главную базу кораблей ЧФ, и строители сосредоточили все силы на непосредственном возведении новых зданий и сооружений на улицах разрушенного войной города-героя.
Военные аналитики тогда еще наших союзников в битве с фашизмом весьма критически оценивали вероятность возрождения израненной черноморской твердыни. Президент США Ф. Рузвельт «на все про все» отводил полвека, да и то «если мы поможем».
…В 1947-1948 годах в Севастополь по указанию Наркомстроя СССР ежемесячно прибывали эшелоны из Сибири, с Урала и Дальнего Востока с людьми и оборудованием. Все специалисты поступали в распоряжение особого строительно-монтажного управления «Севастопольстрой», где шло распределение по самым важным объектам…
В августе 1948 года в Севастополь приехал с инспекцией И.В. Сталин. Он ознакомился с генпланом возрождения города-героя и особое внимание уделил возведению объектов культурного назначения. А первым в их списке значился кинотеатр в центре города, который, по мнению проектантов, должен прийти на смену старейшему собрату—«Красному Лучу», располагавшемуся перед войной на ул. Ленина.
…В самом начале 50-х по стране долго ходила байка относительно того, что первому послевоенному советскому автокабриолету его создатели хотели дать имя «Родина». Однако Вождь народов, которому, как известно, до всего было дело, ехидно осведомился: «И почем будем родину продавать?» Так первый комфортабельный легковой автомобиль, сошедший в Горьком с конвейера после 1945 года, получил новое имя—«Победа».
Примерно та же история произошла и с названием нашего кинотеатра. Вслед за ним в стране с таким же именем появился роскошный «киноособняк» в Новосибирске…

Прорыв Софьи Алмазовой

…С декабря 1948 года строители приступили к работе на объекте, который значился в паспорте по адресу: улица Большая Морская, 13, призванному стать одной из знаковых достопримечательностей культурного строительного сектора города-героя.
Архитекторами были назначены А. Иванов и Ю. Траутман. Любопытный факт: ведущим из них числился А. Иванов—бывший военный летчик-истребитель, получивший в бою в небе над Москвой тяжелое ранение, в результате которого у него были ампутированы обе руки. И ведь прекрасно справлялся с поставленной задачей, отдадим ему сегодня должное. В городе ходили упорные слухи, что Иванов—это не настоящая его фамилия, талантливый архитектор во второй половине 40-х годов работал в «оборонном ящике».
…Минуло полгода, и руководству города стало ясно, что кинотеатр, назначенный к сдаче к традиционно праздничному сроку, 7 ноября 1949 года, к этой дате будет еще стоять в лесах—организация труда оставляла желать лучшего…
Горком партии на специальном заседании принял решение произвести ротацию кадров, и главным производителем работ на этом объекте была назначена Софья Алмазова, опытнейший прораб из города Курска, у которой на «лицевом счету трудовой доблести» значился капитальный ремонт кинотеатра имени Щепкина, а также возведение Дома Советов в Курске.
Софья Алмазова приступила к руководству стройкой во второй половине сентября 1948 года, и существует ее интервью, взятое журналистами «Славы Севастополя», в котором она отметила сбои в организации работ на объекте, ошибки в конструктивных элементах, особое внимание уделив низкому качеству штукатурных работ.
Ею была озвучена магистральная задача сокращения сроков строительства кинотеатра без снижения качества. Софья Дмитриевна предложила строителям несколько новаций в сфере организации труда. В частности, вместо допотопной кельмы и дедовского «Сокола» теперь должен был использоваться алюминиевый хоппер-ковшик Шаульского. Отделочники взяли на вооружение резиновую полутерку и поточно-расчлененный метод отделочных работ, а кровельщикам Софья Дмитриевна показала, как использовать угловой шаблон для тяги карнизов.
Сориентировавшись, как говорится, на местности, опытный прораб решила при облицовке фасадов использовать измельченные отходы инкерманского мшанкового известняка. Эта новация, кстати, была впоследствие внедрена на всех строящихся объектах Севастополя…
Жители города узнавали о ходе работ на новостройках из сообщений рабкоровских постов, организованных повсеместно редакцией газеты «Слава Севастополя», чей послевоенный № 1 вышел 10 мая 1944 года. Так вот, первый рабкоровский пост под «надзором» опытнейшего газетчика с «пропиской» еще в «Маяке Коммуны» Анатолия Луценко был организован именно на возводимом кинотеатре «Победа»…

…И пошли первые титры

4 ноября 1949 г. в газете «Слава Севастополя» был сверстан номер с целевой полосой под заголовком «Работать так, как строители кинотеатра «Победа». С передовицей «Как мы добились успеха» выступила Софья Алмазова. В сообщениях бригадиров-строителей самого различного профиля назывались имена десятков ударников социалистического труда, энтузиастов черкасовских бригад, рассказывалось о примерах поистине самоотверженной работы, умелого применения здесь, в Севастополе, передового опыта на новостройках Москвы, Ленинграда, Киева и Минска, тех самых городов, которые вошли в т.н. «сталинскую десятку»…
…Когда гипотетический зритель поднимается по лестнице на второй ярус кинотеатра «Победа», он может заметить, что слева на стене и по сей день висит вмонтированная 1 ноября 1949 года в фасад мраморная плита с ленинской цитатой: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Что интересно: до 1956 года рядом с этой доской из каррарского мрамора симметрично располагалась ее «сестра» с высеченными словами Иосифа Виссарионовича Сталина, так сказать, для гармонии: «Кино в руках советских людей представляет огромную, неоценимую силу». Как говорится, то же самое, но вид сбоку…
С приходом к власти в стране Н.С. Хрущева, видимо, было принято решение оставить фасад в «первобытном» состоянии ввиду борьбы с культом личности, и сталинские «свои пять» убрали…
…Самым первым фильмом, который прошел в новом очаге культуры послевоенного Севастополя, была лента режиссера Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», показанная 6 ноября 1949 года. На просмотр по целевому признаку приглашались строители, представители трудовых династий, ветераны Великой Отечественной войны, а также моряки флотских экипажей ЧФ, участвовавшие в отделочных работах.
А вот в праздничный день 7 ноября все севастопольцы, кому, конечно, повезло, купили билеты на знаковый фильм режиссера Леонида Лукова «Два бойца»…

На пороге Вечности

…Севастопольцы очень любят этот свой, поистине домашний, камерный и уютный кинотеатр, первый, кстати, двухзальный в Крыму, с интерьером в стиле советского романтического антуража: синий и красный залы, прекрасные люстры, на стенах в фойе—четко аргументированная фотоиллюстрация знаковых событий двух оборон, а на бельэтаже вовсю некогда благоухала запахами кофе и свежих саек кафешка с интимно-ласковым народным названием «Победка»…
…Коллектив киношников был подобран взыскательно: весь персонал—с соответствующим солидным опытом работы в советской киноиндустрии, люди, искренне преданные любимому делу. И совсем недаром 2 февраля 1952 года министр кинематографии СССР И. Большаков по итогам соцсоревнования за 1951 год персонально премировал коллектив кинотеатра «Победа». Вообще-то это уникальный случай, ибо существовала практика награждать в целом только региональные управления кинофикационной отрасли…
Сегодняшняя «Победа» оснащена современным оборудованием, здесь смонтирован лучший в городе бесшовный экран. В кинотеатре обычно организуются фестивали, проводятся различные городские мероприятия, демонстрируются фильмы в форматах 2D и 3D. Сюда, как и прежде, приходят влюбленные парочки, предпочитающие места на последнем ряду на последнем сеансе, здесь многое напоминает детям войны их юность, когда приходилось у входа спрашивать лишний билетик…
Кинотеатр «Победа»… Это всегда для севастопольцев предвосхищение радостного ощущения прелестей бытия, это встреча с нашими настоящим, прошедшим и будущим—что кому по вкусу. И хочется завершить наш юбилейный рассказ проникновенными строчками поэта Алексея Вавилова:

 

Прошли все титры… И экран погас.
И стало в зале непривычно тихо.
Вокруг темно. Закончился показ,
Лишь светится в углу табличка «Выход»,
И понял я—уж не наступит завтра.
Табличку «Выход» зажигает Бог.
А за дубовой дверью милого театра
Открылся Вечности сияющий порог…

 

Леонид СОМОВ.

На снимках: прораб Софья Алмазова; кинотеатр «Победа», 50-е годы.

Фото из архива редакции.

Другие статьи этого номера