Стоп-кадр: Крымская война глазами современников

Сим победиши!

Уникальная фотовыставка «Крымская война. Севастополь 1854-1855 гг. глазами современников» прошла на музейной площадке Константиновской батареи. Ее особенность в том, что многие снимки, документально запечатлевшие трагические и в то же время героические страницы отечественной истории, были продемонстрированы широкому кругу зрителей впервые. Организаторы выставки позаботились о качестве реконструкции и масштабировании фотографий, сделанных 165 лет назад. Таким образом, мы получили возможность по-новому взглянуть на события, предопределившие формирование геополитической картины мира.

 

Боевые действия между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства (1853-1856 гг.) разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Но наибольшего напряжения бои достигли в Крыму, поэтому война и получила название Крымской. Сражения унесли жизнь 23 тысяч подданных Великобритании, 97 тысяч французов, 45 тысяч турок, свыше двух тысяч подданных Сардинии и более 140 тысяч россиян.
О том, как это было, мы можем не только узнать, но и увидеть сегодня благодаря редким кадрам. 165 лет назад процесс фотоизображения был трудоемким, сложным делом, но, тем не менее, к началу Крымской военной кампании все же нашлись отчаянные головы, отважившиеся стать первыми в истории фотокорреспондентами. Один из них—британец Роджер Фентон, внук банкира, сын члена британского парламента, выпускник Оксфорда. Фентон сконструировал передвижную фотолабораторию и с ней уехал на Крымскую войну. На фронте провел несколько месяцев, был в гуще событий. Буквально на ходу изобретал новые техники съемки (сломал несколько ребер, переболел холерой…) Его снимки не постановочные: Фентон фиксировал повседневную жизнь солдат и офицеров, снимал лагерные стоянки, окопы и батареи. В посланиях домой британец описывал чудовищные сцены: горы гниющих лошадиных трупов, грабежи и пьянство в союзных войсках, разграбленные мародерами деревни, а главное— тысячи тел погибших…
На выставке представлены работы шотландского художника и журналиста Уильяма Симпсона, который тоже был на Крымской войне в составе экпедиционных войск союзников. Много работ он создал по рассказам очевидцев, но большинство писал с натуры. Крымский альбом У. Симпсона признали художники и военные историки всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям.
Документальные свидетельства оставил Николай Берг—русский поэт, переводчик, журналист, историк. В 1853 году в качестве корреспондента он прибыл в Севастополь. Участвовал в сражении при Черной речке, до окончания осады города состоял при штабе главнокомандующего в должности переводчика (жил на бастионах). Литературными плодами его участия в кампании явились изданные им «Записки об осаде Севастополя» (в 2-х т.—Москва, 1858 г.) и «Севастопольский альбом» с 37 рисунками.
Интерес к Крымской войне и героической обороне Севастополя не утихал в России ещё многие десятилетия. Уже в послевоенные годы русские фотографы неоднократно посещали Крым и Севастополь, снимали места бывших боевых действий, более поздние преобразования в городе. Поля сражений Крымской кампании 1854-1855 гг. фотографировал, в частности, полковник В.Н. Клембовский, альбом которого был издан в Санкт-Петербурге в 1904 году.
В экспозицию фотовыставки вошли также уникальные работы британского военного фотографа Джеймса Робертсона, российского живописца и рисовальщика В.Ф. Тимма, издававшего с 1851-го по 1862 год в Санкт-Петербурге «Русский художественный листок»—печатный сборник, в котором публиковались образцы русской литографии с небольшими объяснительными текстами, в том числе репортажи из Севастополя в разгар Крымской войны.
Фотовыставка «Крымская война. Севастополь 1854-1855 гг. глазами современников» наглядно раскрывает значение первой обороны Севастополя как ключевого события, во многом до сих пор играющего важную идеологическую роль для севастопольцев. Площадь адмирала Нахимова—место самых знаковых событий города, памятник Затопленным кораблям—на гербе Севастополя, Панорама «Оборона Севастополя»—шедевр мирового уровня. Дух города, готовность к самопожертвованию, стойкость севастопольцев—они берут начало именно в первую оборону…
Когда смотришь на подлинные фото города, разрушенного до основания, приходит понимание того, в каких условиях жили, сражались мужественные защитники все 349 дней осады. Как известно, союзные войска намеревались захватить Севастополь в течение нескольких недель, но не могли взять его приступом около года. Военное поражение России на деле обернулось победой русского духа. Слава о «стальном гарнизоне» Севастополя облетела весь мир. В ярости оставляли захатчики город-крепость, взрывая все на своем пути, в том числе Николаевскую казематированную батарею (нынешний Приморский бульвар). Увидеть сооружение сегодня мы можем только на старых снимках: еврооккупанты XIX века взорвали батарею и другие захваченные ими русские укрепления, доки, вывезли многие городские ценности, даже церковные колокола. И оставили в Крыму могилы свыше 100 тысяч своих соплеменников… «Нужно ли это снова?»—задается вопросом один из инициаторов проекта, исполнительный директор НКО «Фонд «Севастополь», кандидат юридических наук Михаил Юрлов. Он отмечает, что Севастополь—один из двух регионов России, которые оказались под санкциями после 2014 года. И эти санкции объявили США и те самые страны, которые воевали здесь в период Крымской войны. «Сегодня, пока, слава богу, молчат пушки, надо вести диалог с позиций народной дипломатии,—считает М. Юрлов.—Апологеты новых войн, вот вы бряцаете оружием, ежедневно ведете авиаразведку, дошли до имитации бомбардировок Крыма. Неужели вам нужно повторение прошлого? Нужны ли новые могилы ваших солдат и генералов, которых и так достаточно вокруг Севастополя? Задумайтесь, господа! Нам, россиянам, это точно не нужно. Мы отсюда, с полей былых тяжелейших битв Крымской и Второй мировой, протягиваем вам руку и предлагаем сотрудничество—мирное и взаимовыгодное. Задумайтесь!»
Общественный совет при главном управлении культуры города принял решение сделать фотовыставку «Крымская война. Севастополь 1854-1855 гг. глазами современников» передвижной. Ее смогут увидеть еще большее число севастопольцев, гости города, а также жители сельской зоны. Спустя 165 лет после Крымской войны мир все еще продолжает переосмысливать ее уроки и последствия.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимке: соавтор выставки В.Б. Иванов с группой иностранных профессоров (фото А. Костенникова.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера