Почему в Севастополе невозможно попасть к врачу?

Почему в Севастополе невозможно попасть к врачу?
Журналисты Севастопольского телевидения выясняли, почему даже самые современные способы записи к доктору не избавят от очередей и когда все-таки можно будет без проблем попасть к специалистам

На прошлой неделе социальные сети буквально взорвались от жалоб на ситуацию в медицинских учреждениях Севастополя. Поводом послужило сообщение о поездке Михаила Развожаева в Калининградскую область, где 31 октября прошло заседание президиума Госсовета. Там обсуждали перспективы развития первичного звена здравоохранения в регионах. В ответ на это сообщение люди стали жаловаться главе региона, что попасть на прием к врачу в нашем городе практически невозможно. И никакие нововведения в системе, никакие новые технологии записи к врачу ситуацию не спасают. Изучив эти жалобы, корреспонденты программы «Итоги недели» на Севастопольском телевидении отправились в Медицинский информационно-аналитический центр, чтобы понять, что происходит, и выяснить, какова истинная причина многодневного ожидания приема к доктору, а также есть ли хоть один шанс, что в севастопольской медицине когда-нибудь все изменится. В вопросе разбиралась Анастасия Синица.

Здравоохранение для Севастополя—вопрос болезненный. Проблем в этой сфере много, и тянутся они ещё со времён Украины. Огромные очереди, особенно к специалистам узкого профиля, выстраиваются практически во всех больницах и поликлиниках города. В социальных сетях люди жалуются: запись к врачу—дополнительное испытание для больного. Когда на счету каждая минута, очередь может стать ценою жизни. И вроде бы способов записи много: и через «Госуслуги», и через мобильное приложение, но люди недовольны: попасть на приём—практически не решаемая задача.
На прошлой неделе многие из них высказали свое недовольство на страницах в социальных сетях врио губернатора Михаила Развожаева. «У меня ребёнок заболел 21 октября, записи нет! Вызвала врача на дом—подозрение на гайморит. Срочно к ЛОРу! К ЛОРу записи нет! Платно идём! Возвращаемся в поликлинику—записи нет к терапевту!»—написала пользователь с ником tasha_tusia. «В Ленинском районе невозможно попасть к узкому специалисту, а очередь в поликлинику огромная. А как быть тем, кто с 7.30 на работе? Свекрови 83. Не могу записать её ни к окулисту, ни к кардиологу: нет талонов, нет записи через Интернет», —сообщила пользователь elenakiseleva6571. И таких сообщений—несколько десятков.
Ранее департамент здравоохранения Севастополя сообщал о том, что в городе заработала система, одна из задач которой—облегчить запись к врачу. Мы решили проверить, как это работает, и направились в Медицинский информационно-аналитический центр. Именно здесь разработали «электронную регистратуру». Новую систему запустили этим летом, и три месяца она работала в тестовом режиме. Специалисты центра показывают, как это действует. Для начала нужно зайти на сайт «Госуслуги», там найти соответствующую вкладку, которая так и называется—«Электронная регистратура». «Нужно перейти на вкладку «Запись на приём», выбрать интересующее вас учреждение. Допустим, у нас это будет «Акушерский профиль». Здесь есть галочка «Учитывать только свободные талоны при записи», что упрощает выбор и показывает только те талоны, которые сейчас в наличии, и к какому врачу можно сейчас записаться. Выбираем врача: «Акушер-гинеколог». Нажимаем кнопку «Записаться», выбираем пациента. Если к сайту «Госуслуги» прикреплён ребёнок, то можно записать как ребёнка, так и себя»,—пояснила начальник отдела по развитию проектов Медицинского информационно-аналитического центра Валерия Петрова. Далее останется только нажать кнопку «Да», и всплывет сообщение об успешной записи, предлагается распечатать талон.
Записаться на прием получилось. Правда, не на ту дату, на которую хотелось бы. Та же история повторяется и в едином контакт-центре. «Горячая линия» работает ежедневно с 8 до 17 часов. Телефон многоканальный: отвечают одновременно 13 операторов. За день поступает до 200 обращений. И хотя здесь принимают любые звонки (о проблемах с лекарствами, медицинском страховании), чаще всего звонят, чтобы как раз записаться к врачу. Но первый же звонок, который прозвучал при нас, подтверждает: свободных талонов нет.
«Девушка, а скажите, пожалуйста, вам удобно будет перезвонить нам завтра в 8 утра? На данный момент, к сожалению, я не могу предложить вам свободных талонов»,—ответил на звонок оператор контакт-центра.
Очевидно, что одни технологии, даже самые современные, проблему очередей не решают. И горздрав, и власти Севастополя об этом знают. Корень—в катастрофическом кадровом дефиците. Вот как департамент здравоохранения Севастополя прокомментировал одну из жалоб на страничке в социальных сетях Михаила Развожаева: «С гинекологами, как и с другими врачами первичного звена, проблема одна: дефицит медицинских работников. Отсюда и очереди. Но мы искренне надеемся, что принятые меры поддержки докторов (например компенсация жилья врачам первичного звена, региональные доплаты и т.д.) позволят выправить ситуацию. Кстати, обращаемся ко всем: друзья, если вы дружите с хорошими докторами, приглашайте их к нам в Севастополь. У нас тепло, компенсируют аренду жилья и в целом неплохо платят».
Кадровый дефицит наиболее ощутим в первичном звене медицины: поликлиниках, ФАПах. Они ближе всего к людям. Эту проблему поднимали на расширенном заседании президиума Госсовета в Калининградской области. По статистике, две трети россиян недовольны качеством оказания медицинских услуг. Владимир Путин напомнил: первичное звено означает «первенство, приоритет, а не место на периферии отечественного здравоохранения». И здесь основная работа приходится именно на регионы.
В правительстве Севастополя сейчас ищут разные способы привлечения специалистов. Так, в октябре решили компенсировать им стоимость арендованного жилья. Выплаты будут по 20 тысяч рублей. В бюджет деньги уже заложили. «Подобная мера нами была принята в июле 2019 года. Тогда мы учли в наших потребностях только врачей-онкологов. Сейчас расширяем данную меру поддержки в размере 20 тысяч рублей, это выплата ежемесячная, она рассчитана теперь на 68 специалистов»,—сообщил и.о. директора департамента здравоохранения Севастополя Сергей Шеховцов.
Ещё одной мерой может стать выравнивание базовой зарплаты медиков в разных регионах. Об этом тоже говорили на Госсовете. Накануне заседания президиума прошёл семинар, где Михаил Развожаев поднял эту тему. Говорил о том, что медики уезжают оттуда, где зарплата ниже. В Севастополе—не самая низкая: по данным горздрава, врач в среднем получает 60 тысяч рублей. Тогда как в Республике Ингушетия, например,—44 тысячи. Но есть и Чукотский автономный округ, где врач зарабатывает свыше 188 тысяч рублей. Вряд ли весь уровень зарплат возможно приравнять к чукотскому, но механизм выравнивания уже ищут. «По кадровой политике мы сейчас прорабатываем вопрос, как сделать всё-таки базовую заработную плату единой по всей стране. Мы смотрим, какие предложения могут быть решены за счёт дополнительных финансов, связанных с федеральной частью, направленной на строительство служебного жилья. Мы смотрим также, какие внутренние регламенты могут быть изменены (связанные с работой врачей, с облегчением этой работы), соответственно, и в первичном звене, и в общем и целом в медицинском направлении»,—рассказал врио губернатора Михаил Развожаев.
Пока же перед региональными властями поставлена задача: до 10 января 2020 года разработать и представить свои программы модернизации первичного звена здравоохранения. Средства на улучшение в системе уже выделены: 150 миллиардов на три года выделят из федерального бюджета. Но ими ещё нужно грамотно распорядиться.

Другие статьи этого номера