«Хрустальные сезоны в Севастополе»

Спуск Котовского  открыт для движения

Внимательный читатель непременно обратит внимание, как славно и привлекательно звучит название нового арт-проекта культурного комплекса «Корабел»: «Хрустальные сезоны в Севастополе», и тут же по аналогии вспомнятся «Русские сезоны» серебряного века известного деятеля культуры и антрепренера Сергея Дягилева. В одной из статей сказано: «Деятельность неутомимого Дягилева оставила глубокую борозду в поисках новых художественных форм для представителей разных направлений в искусстве». И еще одно напоминание о давних поисках. «Русские сезоны» начались выступлениями знаменитых русских артистов балета из петербургского Мариинского и московского Большого театров—А.П. Павловой, В.Ф. Нижинского, Т.П. Карсавиной и других. Ныне время балета приходит и в наш славный город.

«Хрустальные сезоны в Севастополе»Эту тенденцию четко уловил автор и режиссер театрализованного представления «Хрустальные сезоны в Севастополе», выпускник Крымского университета культуры, искусств и туризма, заведующий отделом по работе структурных подразделений культурного комплекса «Корабел» Евгений Бойцов.
—«Русские сезоны» Сергея Дягилева, конечно, не забыты,—признается Евгений.—«Глубокая борозда» режиссерской новаторской «вспашки» протянулась и до наших времен. Именно сейчас в Севастополе пришло время знакомиться с историей балетного и оперного искусства. Этой точно спрогнозированной идее подчинено действие театрализованного представления, апофеозом которого стали лозунги: «Хореографическому училищу в Севастополе быть!», «Театру оперы и балета быть!»
Авторскому коллективу в кратком, но зрелищном представлении удалось рассказать об истории оперы и балета в России, начинавшихся с давних времен. Роли царя Алексея Михайловича, императрицы Анны Иоановны блестяще исполнили заслуженный деятель искусств Севастополя Александр Булейко и художественный руководитель культурного комплекса «Корабел» Светлана Мельникова.
Первое специально построенное театральное здание на берегу реки Яузы датируется 1672 годом, а премьера первого балетного спектакля в России прошла в следующем, 1673 году. В ту пору расходы императорского двора на проведение балов и увеселительных мероприятий в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота. Через десять лет в России была открыта первая школа бального танца—«Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Ныне это Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.
Премьеры знаменитых балетов «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в Большом театре и «Спящей красавицы» в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялись, соответственно, в 1877-м и 1890 годах. Эти и многие другие факты из истории балетного искусства России были изложены в сценарии Евгения Бойцова.
В ярком театрализованном представлении фрагментарно были представлены шедевры русского классического балета в исполнении творческих коллективов, солистов и сотрудников культурного комплекса «Корабел». Коллективы хореографического ансамбля «Ультрамарин», народного танца «Севастополь», эстрадного танца «Импульс», студии акробатического балета Shadows, народного ансамбля скрипачей «Каприччио-Феличита», солистка ансамбля—артистка Севастопольского симфонического оркестра Анна Осокина, клуб старинного бального танца и бальных манер «Исторический бульвар», заслуженная артистка Украины Татьяна Барткова, пианист, солист военного оркестра Севастопольского полка войск «Росгвардии» Виталий Какурин—все они, следуя предложенному сценарию, подготовили и исполнили многочисленные отрывки из балетных и оперных спектаклей русской классики. К творческим удачам можно отнести роли балерины-музы (Виктория Мельник, солистка хореографического коллектива «Ультрамарин») и моряка (Дмитрий Полищук, актер народного ТЮЗа «АКТ-ЦЕНТ»).
Начальник главного управления культуры Севастополя Н.И. Краснолицкий и директор учреждения Л.М. Талах поблагодарили коллектив за большую слаженную работу всех клубных подразделений. Культурный комплекс «Корабел» готовится отметить столетний юбилей. Те, кто давно не был в стенах этого старинного здания, порадуются его возрождению после ремонта. Среди зрителей были и однокурсники Евгения Бойцова, которые работают во многих учреждениях культуры Крыма.
Аплодисменты зрительного зала стали ярким подтверждением актуальности темы, современного творческого подхода в ее раскрытии, прекрасного воплощения художественных образов и востребованности классического наследия. В планах молодого режиссера Евгения Бойцова—продолжить «Хрустальные сезоны в Севастополе» новыми постановками.

И. КАТВАЛЮК,
Е. ОЛЬХОВСКАЯ, заслуженный деятель искусств Крыма.

Другие статьи этого номера