Творческий Эверест Дениса Соловьева

Камеры будут и на железных дорогах

Могли ли родители Дениса предполагать, что в 1983 году в их скромной семье модельеров родится такой гиперактивный мальчик, что они будут вынуждены находиться в постоянном поиске: куда бы направить его буйную энергию? Заметив у сына интерес к конструированию, они всячески поощряли и развивали этот дар ребёнка, который уже в четыре года собирал невероятные модели. В пять лет выполнял сложные танцевальные элементы в кружке народного танца «Хохотушки». В шесть лет Дениса как магнитом притянула латиноамериканская самба. Мальчик пошёл на звуки музыки, звучавшей из окон флотского драмтеатра им. Б. Лавренёва. Заворожённым взглядом он смотрел на танцующие пары участников клуба бального танца «Мёбиус», руководителем которого был А.Л. Гейхман. В тот день начался путь Дениса Соловьёва в бальных танцах и долгий подъём на творческий Эверест. Впоследствии, перейдя в танцевальный клуб «Ника» при Дворце пионеров и школьников, Денис стал занимать призовые места на турнирах, чем очень радовал своих близких и наставников—М. Боровского и И. Ошкордину.

 

—Мне было 9 лет, когда в наш танцевальный клуб «Ника» пришёл в гости серьёзный и статный мужчина в очках, с большими усами. Я вспомнил тогда, что видел его на турнирах в качестве главного судьи. Это был учитель моих учителей—Вадим Альбертович Елизаров,—начинает свой рассказ балетмейстер и солист Севастопольского академического театра танца им. В.А. Елизарова, заслуженный артист Украины Денис Соловьёв.—На нашей тренировке он внимательно всматривался в каждого юного танцора. А позже моя мама сказала, что мы переходим в клуб «Виктория».
Это был самый массовый переход танцевальных пар из одного коллектива в другой. Мы стали основной детской группой, которую готовили стать чемпионами, не меньше! Так решил Вадим Альбертович. Не многие из тех ребят сегодня работают вместе со мной. Но многие из тех, кто напряженно трудился, получили звания и были ведущими парами на многочисленных турнирах страны и зарубежья.
С момента перехода в один из самых сильных коллективов бывшего СССР, финалистов чемпионатов мира и чемпионов СССР по формэйшн, начался и мой творческий рост как танцора. В тринадцатилетнем возрасте я со своей партнёршей Людмилой Клёминой в течение года выигрывал почти все турниры подряд, мы были на особом счету у наших тренеров. Помимо Вадима Альбертовича с нами работала его любимая супруга и наша, как её называют до сих пор, «крёстная мама», его поддержка в жизни, любовь и лучший друг— Нина Борисовна Маршева, а также его старший сын со своей супругой и партнёршей—Денис и Наталья Елизаровы, чемпионы по латиноамериканской программе среди профессионалов. С такими выдающимися тренерами нам удавалось выигрывать первые места на турнирах, возвышая и превознося имя «Виктории» и школы Елизарова, которая до сих пор в почёте и уважении в танцевальном мире.
Зимой 1999 года председатель горадминистрации Севастополя Леонид Жунько подписал указ о создании Севастопольского театра танца—мечты Вадима Альбертовича. Официально начало работе театра было положено 1 января 2000 года первым спектаклем театра «Кармен» и танцевальной золотой шоу-программой «Избранное».
С того момента задачей танцоров была реализация себя уже как артистов, и это было очень интересно и увлекательно. Мне было несложно перевоплощаться с такими учителями. Вадим Альбертович видел в людях много хороших перспектив и удачно развивал их в нас.
В 2005 году я окончил Международный славянский университет, киевский факультет хореографии и получил специальность балетмейстера-постановщика. Вскоре стал артистом первой категории, затем—высшей, а 4 мая 2007-го вместе со многими ребятами мне было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Республики Крым» за сольную партию предводителя нищих Клопена Трульфу в спектакле «Нотр-Дам де Пари» по роману В. Гюго. В тот момент я был на десятом небе от счастья! Казалось, что всё достигнуто, но Вадим Альбертович нам всегда говорил, что нет предела совершенству и нужно упорно трудиться и доказывать каждый раз, выходя на сцену, своё мастерство, а теперь уже и звание.
Тренировки, работа над спектаклями и новыми постановками продолжались. На одной из репетиций перед началом работы Вадим Альбертович позвал меня к себе на трибуну, откуда вёл разбор номеров, дал мне в руки микрофон и сказал: «Денис, разбирай Let it Be». Это европейский формэйшн, с ним коллектив «Виктории» стал вице-чемпионом мира. Мне удалось качественно выполнить задание мэтра. Главное, что все были довольны, ведь работа с людьми—самая трудная. И в этот же день после репетиции Елизаров повысил меня до балетмейстера-репетитора театра. Для меня это была новая ступень. Так по сей день и работаю, обучаю новых артистов и стараюсь показать зрителям высокий уровень профессионального мастерства.
—Денис, а ведь наверняка были предложения более выгодных мест в плане материального, карьерного роста, заграничных поездок… Что все-таки связывает тебя с СТТ?
—Предложения, конечно, поступали, и не раз. И можно было бы согласиться, но театр—это моя вторая семья, это моё призвание. Благодаря театру я получил высокое звание заслуженного артиста Украины, здесь обрёл настоящих друзей, возможность раскрыть себя полностью, планировать будущее, быть востребованным. С театром меня связывают любовь к елизаровской атмосфере, общему семейному очагу, ощущение стабильности, большие творческие перспективы.
—За 10 лет сотрудничества с театром я заметил, что здесь никто не остаётся незамеченным, в этом коллективе не нужны особые связи.
—К сожалению, сегодня как большая эстрада, так и многие учреждения культуры делают ставку не столько на талант, сколько на другие, часто не совсем профессиональные, стороны исполнителей. Вадим Альбертович сразу установил существующий и ныне порядок: если ученик, прошедший обучение во всех возрастных категориях, оправдал себя как артист на большой профессиональной сцене и горит желанием совершенствоваться далее, то его зачисляют в основную группу. Со дня основания Театра танца Вадимом Елизаровым в этих стенах существует незыблемый порядок: талант, трудолюбие, дисциплина. Театр взращивает свои собственные кадры. В этом направлении работают преподаватели-профессионалы: заслуженные работники культуры Украины О. Харьковая и М. Миненкова, заслуженный работник культуры Республики Крым Е. Ольховская, а также наш художественный руководитель, генератор энергии театра, заслуженная артистка Украины, заслуженный работник Республики Крым Нина Борисовна Маршева.
—Времена меняются, жизнь диктует свои правила. Остаётся ли театр не только в творческом смысле, но и во временном промежутке, современным и актуальным?
—Время всегда диктует свои правила игры, которые, безусловно, распространяются и на искусство в целом. Вот именно здесь и кроются, по моему глубокому убеждению, дальновидность, чувство времени и устремления народного артиста В.А. Елизарова. Но есть одно «но»: Вадим Альбертович не подкармливал современным поп-корном публику, идя на поводу ее желаний, а с любовью и долготерпением воспитывал, взращивая в каждом зрителе чуть-чуть артиста. Он развивал вкус, что очень важно, и зритель полюбил не только наших красивых танцоров и танцовщиц, но и то, что называется возвышенным, неприкосновенным, вечным—искусство. Наш город-герой любит наш театр, не прекращая им восхищаться.
—Денис, как тебе удаётся совмещать артистическую, балетмейстерскую, преподавательскую деятельность и семейные обязанности?
—Да, это действительно нелегко. Но я учусь дорожить временем, чтобы быть более организованным и реалистичным в своих ожиданиях. Благодарю судьбу за то, что связала меня с прекрасной женщиной, самой любимой и обожаемой мной супругой и лучшим другом—Ольгой Ботнару, которая подарила мне сына Алексея. Моя семья—моя радость, мой мотиватор во всех моих делах в жизни, дорожу ими и люблю их больше всего на свете.
—Мы с Денисом Соловьёвым танцуем в паре больше 10 лет,—делится своими мыслями заслуженная артистка Украины Евгения Гордиенко.—И я с уверенностью могу сказать, что за время, проведённое в сотрудничестве, мы понимаем друг друга с полуслова. Почетные звания заслуженных артистов Украины мы получили за «Вальс» на музыку Е. Доги. Мы танцуем этот номер много лет, но он по-прежнему остаётся одним из любимых. Ведь когда есть уверенность в партнере и уверенность в том, что делаешь, появляется неограниченный простор для реализации творческой и эмоциональной составляющей номера. Денис—тот человек (и не только в танце), к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой, на которого всегда можно положиться. И я действительно рада, что все эти годы мы провели в паре, в творческом союзе. И надеюсь, что лучшие номера и роли еще будут впереди. Ведь творческий путь—это всегда движение вперед!
Директор Севастопольского академического театра танца, заслуженный артист Украины Александр Елизаров открывает некоторые секреты.
—Александр Вадимович, по вашему мнению, Денис Соловьёв и театр—что собой представляет этот дуэт? Как связано имя Соловьёва с СТТ?
—Денис—как хорошее вино или коньяк: чем старше, тем ценнее и профессиональнее. Он растёт вместе с театром, это дуэт совершенствования. Денис сейчас на пике танцевальной формы, возраст идёт ему только на пользу.
—Этот пик может становиться ещё выше?
—Хорошие профессиональные танцоры могут спокойно танцевать до 42-43 лет. Но Денис очень ярко себя проявляет как постановщик и как балетмейстер-репетитор. Очень конструктивный, очень ответственный. Думаю, что постепенно мы будем видеть его реализацию как созидателя. Хотя руководящий состав должен соблюдать определённую субординацию, но когда приходит молодое пополнение, первым ему протягивает руку дружбы Денис Соловьёв.
Зритель тоже очень хорошо узнал Дениса Соловьёва за 20 лет его работы в театре и с радостью идёт на спектакли с его участием.
Все почитатели искусства танца с нетерпением ждут, когда будет построено новое здание для театра, не имеющего аналогов в России. Уверены: тогда откроются новые горизонты, новые возможности для выявления новых талантов, молодых дарований—продолжателей идей маэстро Елизарова. Приглашаем всех к нам в театр танца на спектакли или на обучение танцам, ведь, как говорил Вадим Альбертович, «Учиться танцевать не поздно никогда!»

К. АРУТЮНЯН,
заслуженный артист Республики Крым.

Другие статьи этого номера