Новые налоги: на отдых, связь и автомобили

Новые налоги:  на отдых, связь и автомобили

Минфин утвердил документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы». И в нем предложил переименовать разношерстные сборы в налоги. То есть назвать наконец вещи своими именами. Но только бизнесу и всем нам от этого не легче, констатирует «КП».

 

НАГРУЗКА БУДЕТ РАСТИ

«Основные направления…»—документ стратегический. В нем чиновники описывают, что в идеале должно происходить в налоговой и тарифной сферах, чтобы бюджет чувствовал себя хорошо. Документ находится в Госдуме, его сейчас изучают депутаты. Эксперты и бизнес-сообщество это уже сделали. И пришли к печальному выводу.
—Целый ряд предложений указывает на рост фискальной (читай—налоговой.—Ред.) нагрузки на экономику. Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, перевести больше имущества на кадастровую стоимость, а также ввести новый туристический сбор,—сетуют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно росла. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Все это время власти по-фарисейски объясняли, что мы не налоги повышаем, а сборы. Это, мол, совсем другое. А теперь выяснилось, что между ними можно поставить знак равенства.
—Половина этих поборов появилась сугубо с фискальной целью (чтобы повысить доходы бюджета.—Ред.),—говорит Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право».—К примеру, экологический и утилизационный сборы идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не направляются на целевые расходы.
Другими словами, сбор на капремонт—это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, неважно, под каким соусом эта экспроприация происходит.
Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.
Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.
—Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском—61, в Водном—7 и т.д. Еще 163 платежа—в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые не устанавливали бы за что-нибудь плату. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки,—считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.
Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.

Очередные виды сборов

Первыми статус налогов должны получить три вида сборов:
—утилизационный—его платят производители автомобилей;
—на доходы операторов связи—они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры;
—туристический—его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.
Бизнес-сообществу эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора—административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.
—В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. Но если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно,—говорит Аркадий Брызгалин.—Больше всего бизнес боится, что теперь бывшие сборы и новые налоги будут контролироваться налоговиками. А с ними не забалуешь.
В Счетной палате считают, что правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, которые действительно нужны, а остальные отменить.
—Это очень важная тема, так как налоговое бремя на бизнес—бич нашего инвестиционного климата,—считает бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.—Здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная системная, детальная, тщательная работа.

Другие статьи этого номера