«Севастополь— мой корабль и мой причал»

Денис РАЗОРЁНОВ: «Государство на первый план ставит человеческую жизнь»

Таков девиз архитектора Адольфа Львовича Шеффера, который сегодня отмечает свое 95-летие. 
В нашем городе старейший архитектор оказался среди тех, кто в ХХ веке удостоился звания «Заслуженный архитектор Украины». Ещё в 80-е годы прошлого века он был автором многих архитектурных сооружений в Севастополе. Но городские власти представление о почетном звании откладывали в долгий ящик. Позаботилось командование строительного управления Черноморского флота: А.Л. Шеффер работал в «Военморпроекте» с 1963 г., ранее—в «Горпроекте», получив направление после окончания Московского архитектурного института в 1950 г.

 

Не сразу Адольфу Львовичу предоставили рабочее место—маленький кабинетик, на стенах которого появлялись фотографии, схемы и чертежи. Постепенно перед посетителями открывалась величественная эпоха: обелиск в честь города-героя Севастополя, триумфальная арка, корпус санатория военных строителей в Омеге, флотская аэрологическая станция с двумя гигантскими фантастическими шарами, памятный знак разведчикам Черноморского флота, Дом представительства Москвы на пл. Нахимова.
И рядом—легкий набросок—древняя Ильинская церковь с изящной часовней. Все это—творения А.Л. Шеффера. И множество ещё впереди.
Адольф Львович показывает на фотопланшете комплекс пляжных сооружений—террас на берегу Воронцовского парка в Алупке. Архитектор достает из альбома грамоту Госстроя и республиканского Союза архитекторов за лучшее здание с формулировкой: «За создание выразительного комплекса пляжных сооружений, удачное включение в уникальный ландшафт береговой линии юга Крыма». На фото видно: прямо над террасами климатолечебницы военного санатория нависла вершина Ай-Петри—место, которое требует постоянного внимания.
В те годы прорваться в Воронцовский парк удавалось редко.
Пришлось пережить отказ совместного градостроительного совета Ялты и Симферополя. Вскоре все же проект удалось согласовать. О работах севастопольского архитектора А.Л. Шеффера появляются публикации в республиканских изданиях. Дважды в разное время по разным объектам отмечается выразительность решений архитектора. Это становится свидетельством зрелости и особенностей творческого почерка Адольфа Львовича Шеффера.
Одних только памятных знаков в севастопольской истории им было спроектировано более ста. Назвать из них особо важные, каким он отдает предпочтение, какими особенно дорожит, автор всегда затрудняется.
—Все дорого, это самые сложные вопросы,—говорит Адольф Львович.—Признаюсь, вызывают горечь неосуществленные замыслы. Творческой удачей считаю Дворец пионеров, триумфальную арку, «Пассаж»—главный корпус рынка, реставрацию известных севастопольских памятников, один—по моим проектам, в честь столетия изобретения А.С. Поповым радио в России.
Прежде в свое время общая ситуация в проектном деле беспокоила меня и моих коллег,—продолжает Адольф Львович.—На протяжении определенного времени коллектив «Военморпроекта» создавал в Севастополе великолепные здания. Но были периоды, когда российская флотская организация архитекторов лишилась местных заказов, мощная изыскательная база оказалась невостребованной. Длительное время дожидался очереди мною созданный проект второй навигационной башни на южном молу главного входа в Севастопольскую бухту. Однажды, разворачивая обычную карту города, я провел на ней несколько линий на карте: одна из них меня поразила—это линия от арки до Константиновского равелина. На этой оси оказались 3-й бастион, памятники: матросу Кошке, героям-подводникам, восстанию 1905 г. И далее через Южную бухту: памятник героям-комсомольцам, на городском холме—Владимирский собор! Затем через Артбухту: обелиск в честь города-героя Севастополя, далее—равелин. Если эту линию продлить в сторону Сапун-горы, то на ней оказывается памятник 51-й армии. Эта ось совпадает с осью улицы Генерала Мельника, на ней из-под арки с высоты открывается лучший вид на Севастополь.
Такие замыслы, проекты будили воображение романтиков, и можно предположить восстановление 1-го, 2-го, 3-го бастионов. Удалось осуществить воссоздание утраченного совместного памятника русским и французским воинам на Малаховом кургане. Совсем недавно, когда отмечалось 165-летие Крымской войны, участники международного форума возложили цветы к братской могиле русских и французских воинов. На памятнике надпись: «Памяти воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.»
…Однажды архитектор А.Л. Шеффер, оказавшись у этого памятника с зарубежной делегацией, сказал: «Сколько крови человеческой здесь пролилось в двух оборонах, сколько людской жестокости, надменности правило бой… И сколько жертв и героизма нужно было принести ради этого покоя». Адольф Львович на очень оптимистической ноте завершил памятную беседу: «Сегодня воздух здесь пропитан зимней сосной. А мне все чудится и ядер свист: уже ли в третий раз огонь сожжет курган? Но, полагаю, не допустят ни Библия, ни Талмуд, ни Коран…»

 

Б. ГЕЛЬМАН, житель Севастополя с 1944 г., капитан 2 ранга в отставке, член Союза журналистов РФ.

На снимках: А.Л. Шеффер; арка на въезде в Севастополь.

 

P.S. Сердечно поздравляю вас, уважаемый Адольф Львович, со знаменательной датой—95-летием со дня рождения! Вы прошли замечательный исторический жизненный путь. Вы защищали Отчизну в Великой Отечественной войне, обрели в высшей степени гуманную профессию архитектора—хранителя боевых ценностей и традиций русского воина, исторической памяти Российского государства. Здания, жилища, памятники, созданные вашим талантом, навсегда останутся на севастопольской земле отражением вашего творчества, мастерства и патриотизма.
Каждый россиянин, достойный зарубежный гость, проезжая через триумфальную арку в Севастополь, с первых шагов ощущает значительность нашего города—хранителя традиций города-героя.
Вспоминая о былом, вы повествуете о коллегах-архитекторах, которые своим творчеством создавали вместе с вами образ Севастополя: города-героя, города-труженика. Все это отразилось и в вашем поэтическом творчестве.

Другие статьи этого номера