Столичные истории Большой Морской

Столичные истории  Большой Морской
Журналисты Севастопольского телевидения увидели, как привычные архитектурные элементы главной улицы города восстанавливают на московских и петербургских заводах

Свидетелем исторического события стала корреспондент Севастопольского телевидения Екатерина Брега. Она побывала на заводе в Санкт-Петербурге, где изготавливают копии фонарей, которые украшали нашу Большую Морскую почти 50 лет назад. Чтобы копии были точными до миллиметра, в питерские мастерские за две с половиной тысячи километров доставили оригиналы наших светильников. Питерцы работают с ними с помощью высоких технологий. Но смогут ли мастера северной столицы до миллиметра прочувствовать дух севастопольских улиц? Катя искала ответ на этот вопрос и вникла во все тонкости производственного процесса.

Столичные истории  Большой Морской

Большая Морская—главная улица Севастополя, одна из самых популярных среди туристов и самая красивая. Когда-то над ней трудились лучшие архитекторы Советского Союза. И сейчас, спустя семьдесят лет, реконструкцию улицы можно смело назвать главной стройкой города. Две площади и почти полтора километра дорог, сотни рабочих и тонны стройматериалов—такой её видят прохожие. А архитекторы московского бюро «Ваухаус» сейчас рассматривают ее на экранах мониторов. На объемной 3D-модели отражены основные решения: транспортная схема, озеленение и даже расставлены малые архитектурные формы, которые будут в проекте.
Московские архитекторы работали над проектом пять месяцев и продолжают это делать до сих пор. Он позволяет заглянуть в прошлое и отследить каждое решение, которые принимали горожане на общественных слушаниях. Также можно увидеть и будущее—подсмотреть, какой станет Большая Морская. В проекте отображена каждая деталь: скамейки, урны, бордюры и даже защитные решётки для деревьев. «Самое интересное—найти баланс между тем, чтобы сохранить общую идею проекта и при этом не нарушить историческую среду, в которой он находится»,—говорит ведущий архитектор бюро Иван Крашенинников.
Чтобы достичь этого баланса, архитекторы провели своё исследование и отыскали в архивах исторические документы. Все детали в проекте они воссоздали по альбому архетипов малых форм, который разрабатывали специально для Севастополя ещё 70 лет назад. Несколько страниц в проекте занимает наружное освещение. Архитекторы показывают старые эскизы фонарей образца 50-х годов, которые при строительстве улицы так и не использовали. На кронштейнах изображены завитки, воплощающие морские волны. Тогда вместо них архитекторы выбрали звезду, символ Советского Союза. Фонари так полюбились жителям Севастополя, что и в наше время они попросили архитекторов оставить именно этот вариант. «Мы предлагали восстановить как раз кронштейн из альбомов 50-х годов, но жители всё-таки захотели тот, который сейчас, а он появился в 70-е»,—рассказывают в бюро.
Чтобы исполнить желание севастопольцев, фонари с Большой Морской провезли через полстраны. С них делают точные копии. Этим занимается компания «Архимет-апекс». Больше 20 лет на заводах предприятия изготавливают уличные фонари и светильники. Над фонарями для Севастополя трудятся все его шесть цехов. Сначала проектировщики снимают мерки с образца и переносят их на бумагу. Затем создают цифровую 3D-модель. После её передают в формовочный цех, где инженеры вносят все данные о форме и размере будущего фонаря в специального робота. Он выпиливает основы для заливки металла. В среднем на изготовление одной модели уходит два часа. «Сначала делаются деревянный ящик и модель, по ним изготавливается песочная форма. И в этот песок уже заливается чугун»,—поясняют сотрудники предприятия.
Температура расплавленного металла—тысяча градусов. Рабочие вручную наполняют чашу жидким чугуном, каждое их движение—отлаженное и синхронизированное. Пятьдесят лет назад каждую часть кронштейна приходилось приваривать вручную—из-за этого на изделии остались сварочные швы и стыки. Современные технологии позволяют сразу отливать цельные элементы. Затем металл остывает, затвердевает и превращается в готовую деталь. Её очистят от песка, приварят к остальным частям фонаря и покрасят. Чугунные фонари не ржавеют и не царапаются, на заводе обещают, что срок их службы—больше сорока пяти лет.
Фонари, которые отливали здесь, освещают главные улицы Москвы и Санкт-Петербурга. В холле предприятия можно увидеть образцы светильников в стиле хай-тэк для делового центра «Москва-сити» и классические—для питерского Лиговского проспекта. В портфолио компании есть и зарубежные заказы—из Катара, Эстонии и Азербайджана.
Реконструкция Большой Морской—симбиоз конструкторской мысли и искусства, промышленности и творчества. И символично, что сейчас, как и 70 лет назад, над обликом белокаменного города-героя работают вместе Москва и Санкт-Петербург. И всё делается для того, чтобы после реконструкции эта улица снова была одной из самых красивых в стране.

Столичные истории  Большой Морской

На снимках: архитекторы московского бюро показывают объемную 3D-модель Большой Морской после реконструкции; над фонарями для Севастополя трудятся все шесть цехов питерского предприятия «Архимет-апекс»; кронштейн одного из фонарей с Большой Морской привезли в Санкт-Петербург, чтобы сделать его точные копии.

Другие статьи этого номера