Стоит ли писать о детях в соцсетях?

Здесь куются кадры социального профиля

Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? «КП» разбиралась вместе с психологом Анной Скавитиной.

 

И тут кадр: я на горшке

Социальные сети стали прекрасным способом фиксировать и хранить воспоминания, держать семью и близких друзей в курсе событий и делиться моментами гордости в воспитании детей. Это делается многими регулярно и без особенных раздумий. В СМИ даже появился специальный термин sharenting, соединяющий слова sharing—поделиться публикацией и parents—родители.
В нашей юности самое худшее, что могло случиться из-за фотографий, это когда ты привёл домой своё «романтическое увлечение» знакомиться, а родители достают семейный альбом и увлеченно показывают твои детские фото с разными неловкими моментами. Это можно было остановить, просто отобрав у мамы толстый альбом в бархате.
У сегодняшних детей всё хуже. Любой человек—друг, недруг, учитель, работодатель—может отыскать эти личные фотографии, просто набрав в поиске имя и фамилию. Я так иногда делаю: набираю свою фамилию в поиске, узнаю много нового.
И сейчас регулярно к психологам и ко мне лично приходят подростки, которых троллят и травят за какие-либо детские фотографии и видео, размещённые в социальных сетях родителями или учителями, преподавателями кружков танцев, пения или рисования. Удалить эти «цифровые следы», однажды попавшие в сеть, нелегко.

Почему это опасно?

Риски кибербезопасности. Фото могут собираться заинтересованными лицами. Статистика утверждает, что 50% изображений, размещенных на сайтах педофилов, были взяты с сайтов и из социальных сетей родителей, к таким фото могут добавляться сомнительные комментарии.
Риски конфиденциальности. Известны случаи, когда фотографии ребенка присваивались другими пользователями—с публикациями, где эти люди описывали свое поведение или события так, как будто именно они—его родители. Еще одна темная сторона Интернета—ролевые онлайн-игры. Так как большинство детских фотографий публикуется абсолютно открыто, их могут использовать в новой игре. Вообразите свое состояние, когда вы наткнулись на фото своего ребенка на чужом Instagram-аккаунте. Например, под фотографиями—сотни лайков, есть фальшивое описание вашего ребенка, другое имя и дата рождения, другие подробности о его личности и… надежда, что ребенок будет усыновлен любящей семьей. О ужас! Оказывается, есть ролевые игры, в которых игроки в комментариях к ворованным фотографиям составляют свои воображаемые сценарии жизни этих детей, очень редко—благополучные. Попытки родителей бороться с использованием фотографий детей на чужих аккаунтах в лучшем случае заканчиваются их блокировкой.
Психологические риски. Травля не ограничивается людьми, которых вы знаете. Чтобы почувствовать безжалостность анонимных людей в Интернете, например, просто посмотрите на ленту комментариев к любым детским видео на YouTube, которые размещают родители. Что будет думать и чувствовать ваш ребенок, если увидит такие комментарии? Возможно, пока он не умеет читать и не пользуется Интернетом, но цифровой след никуда не исчезает.

Очень личное!

В возрасте около пяти лет дети уже осознают себя как отдельную личность, начинают задумываться о том, как их воспринимает остальной мир. Их конфиденциальность становится все более серьезной проблемой. Они могут смущаться и переживать, если родители публикуют истории о них в социальных сетях. Особенно, если это их ранние смешные высказывания, родительские шутливые комментарии к домашним ситуациям, фотографии, которые кажутся маме и папе забавными, сообщения о проблемах их развития и поведения.
Почему это плохо? Публикации такого контента в социальных сетях также могут привести к ощущению, что ребёнок не владеет собственным телом—оно принадлежит родителям, впрочем, некоторые из них так и считают и удивляются, когда говоришь им об обратном. В свете новой интернет-этики можно встретить совет «спросить разрешения у ребёнка перед публикацией». Идея в целом неплоха, но на самом деле на практике ребёнок не имеет возможности не согласиться с тем, что его родители публикуют. Потому что ребёнок пока находится в зависимости от родителей или просто не может проверить то, что они опубликовали, пока у него не появится собственный аккаунт в социальных сетях. В любом случае публикация даже с официального разрешения детей—это в какой-то мере использование их зависимости от взрослых. Лучше, конечно, спрашивать, чем не спрашивать. Затевая такой разговор, вы закладываете у ребенка представление о важности своего цифрового имиджа сейчас и в будущем.

Вместо вывода

Каждый раз, когда мы публикуем фотографии ребёнка, мы можем задумываться, какое сообщение посылаем ему. Мы фиксируем моменты для будущего и для демонстрации всем, но присутствуем ли мы сейчас в этом моменте вместе с детьми? Или только отстранённо думаем, как это будет выглядеть со стороны, в «Инстаграме» или «Фейсбуке»? Каким жизненным привычкам мы их учим в этот момент? Какой полезный пример мы им показываем? Хочется надеяться и верить, что когда наши дети вырастут, они не будут жалеть, что родились в эпоху бурного развития социальных сетей.

Правила безопасности

1. Не делитесь фотографиями и видео, которые содержат личные данные, например полное имя, контактные данные или геотеги, которые определяют местоположение.
2. Никогда не добавляйте комментарии к фотографиям, которые помогут идентифицировать местоположение: например адрес, название школы, где учится ребёнок, любые узнаваемые элементы, указывающие, что вы и ребёнок тут живете.
3. Делитесь информацией только с людьми, которых вы действительно знаете и которым доверяете. Вместо того, чтобы отправлять сообщения всем своим друзьям в социальных сетях, используйте настройки конфиденциальности «только для друзей». Помните, что, если кто-то из ваших друзей лайкнет вашу фотографию, доступную всем, она также может стать видимой уже для их друзей и для случайных людей.
4. Прежде чем публиковать или делиться фото, где кроме вашего ребенка изображены и другие дети, уточните у их родителей, не против ли они.
5. Помните, что большинство цифровых фотографий содержат метаданные: информацию о времени, дате и координатах GPS, где был сделан снимок.
6. Если ребёнок в состоянии ответить, спрашивайте разрешения использовать его фотографию для того, чтобы послать ее дедушке или своим друзьям или рассказать историю про него.
7. Если ваш ребёнок инстаграм-звезда, вы помогаете ему вести блог или канал на YouTube и это приносит разного рода прибыль, будьте готовы к профессиональным рискам, которым подвергаются все публичные люди, и позаботьтесь о дополнительной безопасности семьи и ребёнка.

Справка об авторе:

Анна Скавитина—психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала Psychologies.

Другие статьи этого номера