Поиск человека в человеке

Как адаптивное скалолазание учит жить детей-инвалидов

В Центре гуманитарно-технической информации (библиотека-филиал № 5 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых») стартовал литературно-интерактивный проект «Классика@offline». Увлекательная и информативная программа проекта началась с первого тома, получившего название «Ай да Пушкин!», посвященного эпохе-вселенной.

 

Литературно-интерактивный проект «Классика@offline» разработан РОО «Севастопольское общество русской культуры» и осуществляется в рамках гранта в форме субсидии от главного управления культуры Севастополя. Проект направлен на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел.
Проект состоит из трёх блоков продолжительностью по два месяца каждый, которые включат в себя лекционную программу, арт-практикумы и интерактивную часть.
В центре внимания—литература, мир книг и коммуникации, мир загадок и открытий, хроника исторических событий и обширная панорама судеб выдающихся людей первой трети XIX века, а также удивительные параллели, которые можно провести от этого времени в наш век.
Участники проекта—старшеклассники СОШ № 22 им. Н.А. Острякова и студенты ГБОУ ПО «СТЭТ». В лекционном блоке—четыре основные встречи: «Лица эпохи», «Стиль эпохи», «Почерк эпохи» и «Загадки эпохи». Лекционный блок ведет редактор ГБУК Севастополя «ЦБС для взрослых», руководитель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал», искусствовед Анна Николаевна Горенкова. Учащиеся узнают самые интересные и важные факты о личности Пушкина в контексте социокультурных аспектов того времени.
Лекция «Лица эпохи» позволяет расширить представление о личности поэта, о прототипах его произведений. С особым интересом ребята узнают о бытовых особенностях данного периода, а также о том, каким Пушкина видели современники, например художники О. Кипренский, Г. Чернецов, выдающиеся сослуживцы, среди которых интереснейшая фигура—П. Шиллинг, и, конечно, каким он был в кругу семьи, друзей.
«Стиль эпохи» охватывает архитектурные и интерьерные особенности времени, моду и общие характеристики нравов, традиций, обычаев. Здесь речь идет и о предметах, которые уже вышли из обихода людей XXI века, но были неотъемлемой частью повседневной жизни людей века XIX. Эстетика и эстетизм, манеры и манерность, кросскультурная коммуникация и визуализация исторического периода—основа этой части программы.
В лекции «Почерк эпохи» акцент смещается на основы коммуникации, письменной истории, на бытование прототипа сегодняшних социальных сетей—домашних альбомов (например, альбом Е. Ушаковой), на развитие репортажного рисунка (современный аналог—скетчбуки), почты и эпистолярного жанра. Эта лекция также задала тон в обсуждении таких негативных явлений современной молодежной среды, как «буллинг», «троллинг», показала, насколько важны понимание и соблюдение элементарных этических норм, ценности и неприкосновенности личности, профилактика девиантного поведения.
«Загадки эпохи»—настоящий захватывающий исторический детектив, на страницах которого криптография и «цифирь», тайная переписка, тайна рисунков Пушкина и зашифрованная десятая глава «Евгения Онегина», а также удивительные перипетии жизни поэта и его современников. На многие загадки ответа нет и по сей день, и приблизиться к ним уже, наверное, не удастся никогда. Многие являются мифом. Однако некоторые тайны все-таки удаётся приоткрыть. А заодно узнать о значении простого кольца-печатки, почувствовать азарт исследователя, увлечься искусством анаграмм и лингвистической наукой.
Свободный диалог является важной частью проекта, который выявляет заинтересованность слушателей, помогает оценить глубину осмысления полученной информации, но самое главное—вовлекает каждого слушателя в процесс совместного творческого изучения темы, дает возможность улучшить коммуникативный, познавательный навык учащихся, раскрыть личностный потенциал и креативное мышление. Ребята активно вступают в диалог о пушкинской эпохе, неплохо ориентируются в программных литературных источниках. В диалоге участникам предложено сопоставить век XIX и наше время, провести некоторые социокультурные параллели, увидеть в гениях прошлого наших современников и даже самих себя.
Объемную картину эпохи помогают создать визуальные ряды, интерактивные программы, иллюстрирующие тему (виртуальная выставка, авторские цифровые презентации и тематические фрагменты мультимедийной коллекции международной сети информационно-образовательных центров Государственного Русского музея, Санкт-Петербург), а также тематические книжные выставки из фондов библиотеки. Этот дополнительный информационный материал очень помогает в последующем самостоятельном исследовании, которое участники проводят для подготовки к итоговой части проекта—арт-практикуму, квесту, выставке творческих работ.
Том первый проекта «Классика@offline» «Ай да Пушкин!» и путешествие в мир отечественной истории, литературы, культуры и изобразительного искусства завершаются арт-практикумом «Классик у каждого свой: мое прочтение», литературным квестом «Игра в классиков» и выставкой творческих работ участников. А впереди—следующие, интереснейшие тома русской классики, которые мы достанем с полки уже в следующем году: «Чехов. Особые приметы» (январь-февраль), «Достоевский. Сколько в человеке человека» (март-апрель)…

 

А. ГОРЕНКОВА.

Другие статьи этого номера