Возвращение легендарного

Возвращение легендарного
Точную копию брига «Меркурий» создают в Санкт-Петербурге с помощью новых технологий

Прославленному паруснику XIX века дают вторую жизнь. Его точную копию проектируют в Санкт-Петербурге по оригинальным чертежам. Идею возродить бриг «Меркурий» и сделать его учебным судном поддержал Владимир Путин. Сейчас в качестве основной площадки для строительства рассматривают Севастопольский Морской завод. А проектированием и созданием модели занимается историческая верфь «Полтава» в Санкт-Петербурге.

Возвращение легендарного

История брига «Меркурий» неразрывно связана с Севастополем. Именно здесь, на землях белокаменного, 200 лет назад он был заложен, а через год спущен на воду. Именно здесь 180 лет назад была увековечена память о нём и его легендарном командире—Александре Казарском. И именно в Севастополе, на Малаховом кургане, Владимир Путин поддержал идею возрождения брига.
Произошло это 18 марта, когда президент приезжал к нам в город во время празднования пятилетия «Русской весны». К этому моменту план по возрождению «Меркурия» уже был. Предлагалось назвать этим именем один из кораблей Северной верфи Санкт-Петербурга. Но севастопольцы убедили Владимира Путина возродить бриг. «Пришлось возразить и все-таки убедить президента в том, что по чертежам и подобию нужно строить бриг. С чем Владимир Владимирович согласился»,—рассказал председатель Севастопольского Морского собрания Виктор Кот.
Почти год ученые и идеологи проекта искали сведения о том, как строили «Меркурий» двести лет назад. Подняли старинные документы и чертежи похожих парусников XIX века. Данные собирали сразу в нескольких мировых архивах. За основу брали в том числе и разработки таких знаменитых кораблей, как «Полтава», «Агамемнон» и шхуна «Леди Л». Затем к разработке проекта привлекли конструкторов и проектировщиков единственной в России исторической верфи. Специалисты совершили почти невозможное: за несколько месяцев создали 3D- модель давно исчезнувшего парусника.
«Мы провели большие изыскания. Подняли все документы, которые только можно было найти. Оказалось, что чертежей очень мало: буквально план палубы, парусники—и всё. Поскольку мы не создаем, а воссоздаем судно, на котором к тому же будут ходить в моря, нам пришлось учитывать и все современные требования безопасности. В итоге мы сделали такое современное судно в оболочке XIX века»,—рассказал главный конструктор исторической верфи «Полтава» Олег Коробкин.

Возвращение легендарного
В отличие от своего предшественника, современный бриг будет создан из дуба, а внутри его отделают сталью. Эти материалы гарантируют прочность, мобильность, а также позволят сохранить первозданный внешний вид оригинала корабля. Деревянная обшивка будет съёмной в местах, где проходят кабельные трубопроводные элементы, чтобы обеспечить к ним доступ. Благодаря сразу нескольким нестандартным конструкторским решениям парусник получит автономность плавания до 20 суток и сможет перевозить экипаж из 40-46 человек.
Таким образом, корпус брига «Меркурий» будет композитным. Многие считают, что композит—это пластик или полимер, однако в данном случае это комбинация нескольких материалов. «Композитность корпуса в нашем проекте обеспечивается за счет стали и натурального дуба. Два материала—это уже композит. Также, несмотря на использование стали (у нас набраны стальные мощные шпангоуты, что обеспечивает прочность корпуса судна), обшивка будет покрашена под цвет меди, что создаст эффект аутентичности судна»,—объяснил Виктор Кот.
Современный парусник сохранит все параметры своего предшественника: 29,5 метра в длину и почти 10 метров в ширину. Но, в отличие от предшественника, новый «Меркурий» будет иметь два комплекта сменных парусов: повседневный—белый и праздничный—красный. К слову, сейчас в Севастополе есть небольшой макет этого судна, но одно дело—его маленькая реплика, а другое—реальная конструкция по оригинальным чертежам.
«Мне кажется, что это замечательная идея. Потому что любое подобное начинание важно для будущих поколений. И уже само появление такого памятника в нашем городе – потомству в пример. Потому что это был подвиг, и ни с чем не сравнимый»,—говорит экскурсовод Музея Черноморского флота Наталья Новикова. Она отмечает, что посетители музея, глядя на мини-копию брига в музее, думают, что это был большой корабль. «На самом деле это был самый маленький корабль! И если люди смогут видеть его в натуральную величину, они поймут, как на самом деле нелегко было команде брига в свое время одержать такую блистательную победу»,—отмечает Новикова.
Теперь остается только один вопрос: современная копия брига «Меркурий» будет создаваться в Севастополе или все-таки в Санкт-Петербурге?
Проект парусника пока не утвержден, но уже получил поддержу на всероссийском уровне. Сейчас он находится на рассмотрении в Российском морском регистре судоходства. После всех согласований организаторам предстоит найти подрядчика и все-таки определиться с местом строительства. Не исключено, что им станет Севастопольский Морской завод.

На снимках: макет брига «Меркурий» в Музее Черноморского флота; Владимир Путин на Малаховом кургане 18 марта 2019 года; Бриг «Меркурий», 3D-модель.

Другие статьи этого номера