Камни моря, приносящие удачу

Камни моря,  приносящие удачу

Как севастопольская арт-мастерская «Камни Моря» за три года
стала прибыльным предприятием и приобрела хорошую репутацию.

Жизненный кризис может стать поворотным моментом для чего-то нового. Если, конечно, есть желание что-то менять. В семье Анастасии Колосковой и Сергея Поприйчука такая точка отсчета наступила в 2014 году. После присоединения Крыма к России молодые супруги практически одновременно остались без работы. На руках—маленький ребенок, а уверенности в завтрашнем дне нет. Что делают люди в такой ситуации? Правильно: становятся предпринимателями. Сейчас у супругов есть свой стабильный бизнес: арт-мастерская «Камни Моря» приносит неплохой доход. А еще—счастливая семья, просторная мастерская, хорошая репутация семейной компании и солидный портфель заказов.

—Я с отличием окончила СевНТУ по специальности «Финансы и кредит»,—говорит Анастасия.—Потом три года работала в банке ВТБ, ушла в декретный отпуск, а из декретного отпуска на работу мне выходить было некуда—Крым воссоединился с Россией, и мой банк закрылся. У мужа тоже резко поменялся род деятельности—до 2014 года он работал помощником депутата горсовета. Тут-то мы и поняли, что нужно что-то делать, но что именно—непонятно.
—Как у вас родилась идея семейного дела?
—Любовь к морю, камням, истории города, плюс «золотые руки» мужа быстро нас натолкнули на нужную мысль. Еще когда Сергей работал помощником депутата, к нам в Севастополь приезжали всевозможные делегации, в том числе иностранные. Их нужно было встречать, дарить подарки. И вот тут мы столкнулись с такой проблемой: обошли все городские сувенирные лавки и выяснили, что, несмотря на кажущееся изобилие товаров, на самом-то деле выбор качественной интересной продукции небольшой. Кстати, многие сувениры из Крыма и вовсе оказались сделанными в Китае. А вот камни я любила всегда. Помню, как мы с друзьями поехали отдыхать на пляж в Балаклаву, а там был такой интересный камень в виде яйца—я его увидела и поняла, что домой поеду только с ним. Пришлось везти его с собой на катере, а весил он около 6 килограммов. Кстати, само море работает, как скульптор, порой нужно только это заметить и подчеркнуть. Сергей свои наработанные технологии резьбы по дереву и стеклу перенес на камень. Первые две работы хранятся теперь у нас дома—статуэтка и брелок.
—Старт был удачным?
—Было сложно. Сначала с нами никто не хотел работать. Коммерсанты отказывались продавать нашу продукцию, владельцы сувенирных магазинов и лавочек не верили в наш продукт и не хотели брать даже на реализацию. В какой-то момент показалось, что ничего не получится. Но мы все-таки доработали ассортимент и в 2016 году поехали на выставку в Ялту. И вот там от гостей выставки мы получили массу положительных отзывов. Мы познакомились с другими творческими ребятами, окунулись в арт-атмосферу. В итоге распродали всю свою коллекцию и воспряли духом. Я пошла учиться на курсы по старту и развитию своего дела. Академические знания у меня были, но многое из предпринимательской деятельности казалось азбукой. Курсы были недешевыми—на них поначалу не хватило денег, заняли у свекрови. Но зато я поняла, как продвигать продукт, какие есть инструменты для развития и продвижения своего дела.
—У севастопольских мастеров есть проблемы с продвижением?
—Да, в Севастополе есть хорошие мастера, но не все умеют продвигать свою продукцию, к тому же ассортимент необходимо все-таки осовременить. Мы с мужем постоянно жаждем новых знаний, нового общения, к тому же всегда стараемся фокусироваться на хорошем, позитивном. Проблемы есть у всех, но нужно искать варианты. Мы приняли решение, что будем заниматься своим делом всерьез. Теперь я тоже умею работать с камнем—оказалось, можно научиться чему угодно, было бы желание. Можно объединяться в творческие союзы, генерировать идеи, делать интересные вещи и зарабатывать. У нас много ремесленников, но наша задача—не просто возродить какие-то направления, а дать им новый толчок, новую жизнь.
—Камни сами собираете?
—Поначалу подходящие камни мы собирали по всему Крымскому полуострову, теперь закупаем. К тому же выяснилось, что в Севастополе существуют сложности с предпринимательством, связанным с производством. Крайне трудно оказалось найти помещение под мастерскую. Много или слишком больших или, наоборот, крошечных, без окон и дверей, без коммуникаций и отопления. В итоге первая наша мастерская была именно такой—без окон и дверей. Ранее в ней находилась покрасочная камера для автомобилей, демонтировать ее было очень сложно. Ремонт помогали делать друзья. Мы выбивали стену, ставили дверь, закрывали дыру в полу. В ход шло буквально все. Кстати, вот с чего начинает проявляться предпринимательская компетенция.
—А где закупали оборудование?
—С оборудованием тоже оказалось не все так просто. Здесь уже помог свёкр: наш самый первый станок для гравировки по камню они с Сергеем собрали самостоятельно. Кустарно, на коленках, но станок работает до сих пор! В этой мастерской мы проработали три года. И через год уже смогли купить первое оборудование. Почувствовали почву под ногами. Создали ИП, стали сотрудничать с музейными комплексами—Панорамой и Херсонесом. Там тоже поменялась ситуация, и понадобились качественные сувениры. Музеи встали на путь создания музейных магазинов. Для создания музейных коллекций мы привлекаем художников и даже ювелиров, продумываем каждую деталь в коллекции, погружаемся в историю нашего города.
—Насколько сложно получить грант от регионального правительства? Насколько я знаю, вы не раз его выигрывали…
—Возможностей много, главное—желание. Первый грант на 100 тысяч рублей от управления по делам молодежи и спорта Севастополя мы получили в 2017 году. На эти деньги мы смогли совместно с художниками и ювелирами разработать коллекцию музейных сувениров. В каждое изделие мы вкладывали какую-то свою «изюминку», которая могла бы подчеркнуть неочевидные достопримечательности Севастополя. Это одна из наших любимых тем в творчестве—именно неочевидные достоинства нашего города. Его улочки и фонари, люди и дворики… Кстати, региональное правительство оказывает молодым предпринимателям большую поддержку. Я познакомилась со многими коллегами на форумах, ездила в Сочи на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Это реальное вложение в человеческий капитал! Я расширила свой кругозор. Совместно с управлением по делам молодежи и спорта Севастополя мы реализовали социальный проект в области творчества и профессиональной ориентации молодежи. В 2019 году мы выиграли грант по программе «Легкий старт» (грантовая поддержка молодежи для начала или развития предпринимательской деятельности), получили 300 тысяч на покупку оборудования. Теперь за счет нового оборудования мы можем расширить ассортимент.
—Анастасия, что нужно сделать, чтобы свое дело стабильно приносило прибыль?
—Для ведения стабильного дела очень важно развивать несколько направлений. Например, не только ориентироваться на туристический сезон, но и получать корпоративные заказы. В последнее время мы стали развивать еще одно направление—садово-парковые скульптуры. Это тоже было интересно. Мы не умели резать большой камень, поэтому начали обращаться к мастерам, которые занимаются работами по мрамору. Нам все пророчили, что ничего не получится. В итоге мы сами продумали технологию и сами ее протестировали. И все получилось! Кроме того, мы делаем часы, вазы, подсвечники, светильники, наградные медали и кубки, канцелярские аксессуары. Портфель наших корпоративных клиентов насчитывает уже более 200 компаний. На постоянной основе занимаемся продвижением работы своей арт-мастерской, в том числе через соцсети, тематические выставки и мероприятия. Планируем съездить на выставки в Москву, Санкт-Петербург. В планах—разработать к каждому музейному сувениру индивидуальную упаковку, к каждому изделию будет прилагаться информация о том или ином историческом событии, объекте.
—Времени на все хватает? Или вы уже нанимаете работников?
—Мы иногда привлекаем работников по договору, но в основном обходимся своими силами. Времени хватает, когда ты живешь своим делом. Я еще занимаюсь общественной деятельностью, вхожу в состав молодежного комитета общественной организации «Опора России», в общественный совет при департаменте городского хозяйства. А еще мы объясняем начинающим предпринимателям, как найти поддержку, какие есть программы. Важно уметь пользоваться имеющимися инструментами, а их реально очень много. Направлений для предпринимательской деятельности—множество, но нужно учиться собирать информацию и ее анализировать, понимая, что будет востребовано через 5-10 лет, что будет пользоваться спросом.
Сейчас наша мастерская—это по-настоящему семейное дело. У Сережи и прадед был краснодеревщиком. И наш сын Даниил постоянно заинтересован работой в мастерской. Конечно, пришлось очень потрудиться, но в какой-то момент ты понимаешь, что дело уже начинает работать на тебя.

Анна Брыгина.

Другие статьи этого номера