«Основной ресурс в бизнесе—люди»

Что изменится в жизни россиян в 2020 году

Севастопольский предприниматель Павел Харламов бизнесом начал заниматься с 18 лет, а сейчас он—основатель самой крупной кейтеринговой компании в Крыму. По его мнению, главное в бизнесе—это люди. А еще для успешного предпринимателя важно иметь непоколебимую уверенность в себе и высокую мотивацию на успех. При этом Павел успевает постоянно учиться и заниматься общественной деятельностью. Он—финалист конкурса «Лидеры России» 2018 года.

 

—Павел, с чего началась история вашей компании «Кейтеринг FRESH»?
—Это семейный бизнес. В 2012 году мы задумались о создании этого бизнеса. Почему? Севастополь является центром событийного туризма. Но сфера деятельности в кейтеринге была представлена непрофессиональными компаниями, без понятной модели бизнеса. Нам захотелось создать предприятие с качественной бизнес-системой.
Севастополь отличается от «материка» тем, что тенденции отстают от столицы на 3-4 года. В тот момент, когда мы начинали, о такой услуге знало в стране всего примерно 20% населения, а в США услугами кейтеринговых компаний уже пользовалось около 80% жителей, в нашем городе—от 2,5 до 4% горожан. Потенциал для роста был огромный. Мы начали работать с частными лицами—например, стали организовывать свадьбы, создали банкетную площадку, проводили огромное количество мероприятий. К вопросу мы подошли основательно: с профессиональной кухней, которая отличалась от других ресторанов, продуманным меню для каждого мероприятия и современными технологиями приготовления пищи для каждого нашего мероприятия.

—Вообще насколько трудно стать предпринимателем? Что нужно для того, чтобы начать заниматься предпринимательской деятельностью?
—На самом деле сейчас стать предпринимателем очень просто, главное—желание и непоколебимая вера в свои силы. Государство и муниципальные органы власти создают все условия для понятного, прозрачного и удобного начала и ведения предпринимательской деятельности. Например, в Севастополе недавно открылся центр «Мой бизнес», в котором можно получить любые консультации о мерах поддержки для участников малого и среднего бизнеса, также пройти разнообразные курсы, тренинги, побывать на семинарах и мастер-классах, да и просто пообщаться с единомышленниками из предпринимательского сообщества. Там же, в центре, можно получить услуги для бизнеса в формате «единого окна».
Не стоит бояться работать с новыми форматами, проблема многих — страх перестраиваться на новый лад. Когда мы создали компанию, у меня уже был большой опыт в ведении бизнеса. Каких-то больших денег изначально не было. То, что мы зарабатывали, сразу вкладывали в развитие компании. Чтобы понять, какое направление востребовано, нужно понимать специфику региона. На нашем полуострове основные перспективы связаны с туризмом. А так как Севастополь является центром притяжения событийного туризма, начиная от исторических фестивалей и заканчивая байк-шоу, есть масса возможностей—от розничной торговли до экскурсионной деятельности. Можно, например, проводить авторские экскурсии, делать авторские сувениры.

—С какими трудностями приходится сталкиваться современному предпринимателю?
—Бизнес без трудностей невозможен, но основные проблемы кроются в голове. При этом одного желания недостаточно. Желание заработать миллион и при этом ничего не делать есть у всех, но еще нужно умение работать, а главное—понимание конечной цели и пути к ней. Те, кто занимается бизнесом, не всегда используют все возможности. Важен уровень образования, причем речь идет даже не об академических знаниях, вопрос в самообразовании и саморазвитии. Надо уметь формировать цель, пользоваться доступными инструментами. Кстати, начать заниматься бизнесом можно в любом возрасте, но чем человек старше, тем ему сложнее. Все зависит только от тебя. Есть пенсионеры, имеющие пытливый ум. Учиться и генерировать идеи нужно постоянно.

—А можете объяснить нашим читателям простым языком, что такое кейтеринг?

—Кейтеринг—это выездное ресторанное обслуживание, отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках, организация питания вне обычных форматов. Но рестораны мало понимают в кейтеринге.

—Заказ пиццы и суши на дом —это тоже кейтеринг?
—Не совсем. Это доставка еды из ресторана.

—Какие заказы чаще всего к вам поступают? По силам ли вашей компании выполнить сложные заказы?
—Мы выполняем заказы любой сложности: начиная молекулярной кухней и заканчивая самой традиционной. Направления разные. За последнее время клиентура поменялась, сейчас мы все больше работаем с миллениалами, но есть и другие клиенты с другими запросами. Миллениалы больше стремятся к здоровому питанию, сыроедению и веганству. Есть традиционные запросы с привычными блюдами. Это радикально разные вещи. Нужно всех понять: и бабушку, условно говоря, с «оливье», и миллениалов с сыроедением. Все зависит от того, что нравится гостям. Воплощать их желания—наша работа.
Нужно понимать, что мы не продаем еду, мы продаем атмосферу. Залог успеха — не в салатах, а в продуманности каждой детали мероприятия. Каждое новое не может быть похожим на предыдущее. Это творчество. Как только перестаешь творить—теряешь индивидуальность. Важно все: форма персонала, концепция праздника, меню, подача и прочее. Мы работаем на всех значимых мероприятиях. Количество заказов зависит от сезона. Декабрь —высший сезон. Многие предприятия уже работают с нами на постоянной основе. Сейчас проводим около семи мероприятий в день. Наш рекорд—26 мероприятий за сутки. За семь лет почти миллион человек стали нашими гостями.
Кроме основного коллектива, мы подключаем к работе фрилансеров. Например, на последнем мероприятии у нас работали 200 человек. Конечно, сейчас у нас есть своя кухня, производственные склады, собственное производство, автобаза. А начиналось все с маленькой кухни в 26 квадратных метров. Но люди — основной ресурс в бизнесе. В нашей компании практически нет текучки кадров. Потеря каждого человека — трагедия. Только надежные люди формируют команду, а команда—устойчивый бизнес.

—На ваш взгляд, как в нашем регионе обстоит дело с импортозамещением? Вы закупаете продукты у местных производителей или приходится договариваться с «материком»?
—В Крыму есть сложности с импортными продуктами, так что импортозамещение—наше все. С каждым годом становится все лучше и лучше. Мясо, овощи, морепродукты мы закупаем в Севастополе и Крыму. На мой взгляд, позитивно влияет государственная поддержка сельхозпроизводителей.

—Павел, у вас времени на все хватает?
—В сутках 24 часа. У меня серьезный подход к тайм-менеджменту и четкое понимание, что нужно, а чего мне хочется. Когда я получил грант на образование (выйдя в финал конкурса «Лидеры России»), пошел учиться в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Меня сейчас интересует тема госуправления. Одно из главных правил в жизни—постоянно учиться и никогда не сдаваться.

 

Анна Брыгина.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера