В 2020 году вводится новый порядок подготовки автомобилистов

Ликбез для начинающих водителей

Масштабная реформа подготовки водителей, которая коснется миллионов граждан, как выяснил «Ъ», стартует уже в начале 2020 г.—соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. Впервые будет разрешена учебная езда на магистралях, а осенью на смену традиционным «площадке» и «городу» придет объединенный экзамен по оценке навыков вождения. Одновременно появится и опция, которую ждут многие граждане: результат экзамена можно будет аннулировать, подав жалобу на экзаменатора. Против некоторых нововведений ранее выступали Минэкономики, Минтранс и ряд автошкол.

 

«Ъ» удалось ознакомиться с постановлением правительства РФ от 20 декабря 2019 года № 1734, которое меняет правила допуска граждан к управлению транспортными средствами. В аппарате правительства «Ъ» подтвердили, что документ подписан Дмитрием Медведевым. Ряд новшеств начнет действовать уже в январе 2020 года, сразу после публикации постановления. Так, будет снят запрет на обучение вождению на магистралях с разрешенной скоростью движения выше 60 км/час.
Одновременно вводится новый возрастной ценз для обучающихся: получить права на вождение автобуса, троллейбуса или трамвая (категории D, Tb, Tm) можно будет с 20 лет (сейчас можно учиться с 16). ГИБДД получит дополнительные рычаги воздействия на нарушителей. В частности, водительское удостоверение после лишения не вернут гражданину, если у того имеется задолженность по штрафам. Или, например, кандидат в водители не будет допущен до экзамена в автоинспекции, если у автошколы на момент обучения не было образовательной лицензии.
С 1 октября 2020 года вступят в силу более глобальные изменения. Речь идет прежде всего о получасовом практическом экзамене, который будет состоять из элементов, которые сейчас принято называть «площадкой» и «городом». В рамках нового теста экзаменатор сначала проверит базовые навыки вождения (старт, движение на подъеме, параллельная парковка и т.д.)—сделать это постановление правительства позволяет как на площадке автошколы, так и на тупиковой улице за пределами жилой застройки.
Новые правила не отменяют требования к образовательным организациям иметь учебную площадку, на это неоднократно обращали внимание в ГИБДД. Убедившись, что кандидат владеет азами вождения, экзаменатор направит его на улицы. Сейчас, напомним, ученики могут заранее обкатать учебный маршрут, а с 1 октября будет публиковаться лишь список улиц, которые, возможно, войдут в маршрут. Для получающих мотокатегории правила не изменятся: они, как и раньше, будут сдавать практическую часть экзамена только на «площадке».
Постановление носит рамочный характер, подробности появятся в регламенте приема экзаменов (его утвердят приказом МВД) и в рекомендациях для инспекторов. Подготовка документов займет десять месяцев. Речь идет в том числе и о вводимом впервые механизме (с 1 октября 2020 г.), который наверняка ждут многие граждане: результаты экзамена можно будет аннулировать по жалобе на отрицательную оценку экзаменатора. Однако и ГИБДД может отменить положительный итог экзамена—в случае представления поддельных документов (например, медсправок). Уточняются сроки проведения повторных экзаменов: проверка теоретических знаний будет назначаться не ранее чем через семь дней (но не позже 30 дней) после неудачной попытки, проверка навыков вождения—также не ранее семи дней (но не позже 60 дней). Если кандидат не прошел тест и с третьей попытки, следующей придется ждать не меньше месяца (но и не более трех месяцев).
Кстати, ежегодно российские граждане сдают 7,5-7,7 млн экзаменов в ГИБДД. Водительские права по итогам получают 1,3-1,4 млн человек.
Президент Национального союза ассоциации автошкол Елена Зайцева новый документ поддержала, но обратила внимание на ряд нюансов. Новая редакция ПДД, в частности, предполагает, что ученик должен обязательно находиться на водительском месте, а педагог—на пассажирском. «Во время обучения может возникнуть ситуация, когда наставник должен показать приемы в той или иной дорожной ситуации, для чего обучающему нужно будет пересесть на водительское место,—говорит она.—Жестко привязывать педагога только к дублирующим органам управления неправильно». Инструктор сначала сам показывает маневр на дороге, ссылается эксперт на мировой опыт. Госпожа Зайцева также считает, что педагог или экзаменатор должен получить статус водителя, неся ответственность в случае ДТП, для этого также нужны уточнения в правилах.
Глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов добавляет, что желающие ездить на мотоциклах по-прежнему не учатся и не сдают экзамены в условиях городского движения, а автошколы предоставляют бесплатно свои машины ГИБДД для проведения экзаменов. Господин Ачкасов также считает, что нужно пересмотреть утвержденные еще в 2013 году программы обучения: тема эта обсуждалась в декабре на Конгрессе автошкол России, представители Минпросвещения заявили, что готовы работать над новыми программами.

Другие статьи этого номера