Энергию дающий «Дед»

Энергию дающий «Дед»

Военные инженеры на российском флоте появились в далёком 1825 году, когда в Николаеве построили первый корабль с паровым двигателем. Назывался тот корабль «Метеор». Но только 171 год спустя, в 1996 году, Главком ВМФ России утвердил профессиональный праздник—День инженера-механика.

 

Биографические списки ветеранов-подводников старшего поколения во многом схожи. Вот как он выглядит у бывшего командира боевой части (БЧ-5) дизельной подводной лодки «С-74» ЧФ капитана 3 ранга Данилова.
Родился Валентин Алексеевич 1 мая 1931 года в деревне Панино Буйского района Костромской области в крестьянской семье. В 1949 году после окончания мужской средней школы был признан годным для службы на флоте. Военкомат направил его в город Пушкин Ленинградской области для учебы в первом наборе создаваемого Высшего военно-морского инженерного училища.
В 1954 году во время коротких зимних каникул в заснеженном поселке Демянске Новгородской области произошло романтическое знакомство курсанта 5-го курса Данилова с его будущей женой Людмилой… Поезд на станцию Лычково пришел затемно, и единственной оказией до поселка оказался бензовоз. В Демянск будущий военный инженер приехал на побывку к сестре Зое. Она после института учительствовала в местной школе и квартировала с коллегой Людмилой. Здесь, в просторном гостеприимном доме, и «состоялась влюбленность двух молодых сердец», как потом вспоминали супруги. Летом Валентин и Людмила зарегистрировали брак в Горьковском загсе.
В 1955 году командир группы движения БЧ-5 инженер-лейтенант Данилов получил от сормовчан подводную лодку «С-198», а от жены Людмилы—первенца, дочь Надежду. Служба подводника Валентина Данилова началась на Северном флоте, в городе Полярном. Продолжилась на Камчатке. Сюда «С-198» прошла из Полярного в надводном положении более 5000 миль Северным морским путем. Шла она в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-56) с вынужденной зимовкой на реке Колыме.
На Камчатке проверенная на прочность снежными метелями и землетрясениями послужила и поработала семья Валентина Данилова в дружбе с семьями Анатолия Касьянова, Игоря Ботвиновского, Валентина Молчанова до перевода на Черноморский флот. В Балаклаве капитан-лейтенанта-инженера Данилова ждала лодка «С-70». Он был назначен на нее в ноябре 1964 года командиром моторной группы БЧ-5 как раз перед выходом совместно с «С-74» на первую для черноморских лодок боевую службу в Средиземное море.
20 июня 1965 года после успешного выполнения задач боевой службы «С-70» и «С-74» вернулись в Балаклаву. Вскоре вновь поступает приказ нести боевую службу в Средиземном море. На «С-74» электромеханической боевой частью командовал бывший «движок» «С-70», уже капитан 3 ранга инженер Валентин Данилов.
На боевой службе в Средиземном море для зарядки аккумуляторной батареи всплывали только по ночам при любом волнении. В это время из отсеков лодки (да простят экологи!) удаляли за борт мусор по отвесному трапу центрального поста через открытый верхний рубочный люк. При сильной качке лодки один из подводников уронил с трапа коробку с отработанными пластинами регенерационных установок на ведро с промасленной ветошью. Произошло сильное воспламенение в замкнутом пространстве отсека. Только отработанные до автоматизма механиком у подчиненных действия по борьбе с огнем спасли лодку от катастрофы.
Всего на счету лодки «С-74»—одиннадцать боевых служб. В 1968-1969 годах—второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам. В 1970 году—первое место среди ПЛ ЧФ по поиску и атаке подводных лодок. В 1971-м лодке вручено переходящее Красное знамя Запорожского комитета комсомола.
Достойный вклад в успехи экипажа лодки вносила электромеханическая, дающая кораблю энергию, боевая часть. Именно так и сегодня склонен Валентин Данилов именовать корабельную БЧ-5: «Энергию дающая боевая часть, не механическая, а истинно животворящая часть всего корабельного организма, противостоящего суровой бескомпромиссной морской стихии».
На одном из морских парадов в честь Дня ВМФ, проходящем в Севастопольской бухте, экипажу «С-74» была доверена в условиях малых глубин демонстрация погружения, движения на перископной глубине и всплытия лодки.

При длительном плавании воздух в «дизелюхе» становился загрязненным запахами камбуза, гальюнов, масел и дизельного топлива, аккумуляторов, пота человеческих тел. Увеличивалось содержание углекислого газа, несмотря на работавшие установки с регенерационными пластинами. Помывка—раз в десять дней в надводном положении во время ночных зарядок аккумуляторной батареи. Баню устраивали в тесном трюме пятого (дизельного) отсека: использовали теплую морскую воду с отлива из системы охлаждения работавшего дизеля и мыло для морской воды.
В ходе очередной проверки «С-74» инспекцией безопасности мореплавания Валентин Данилов без раздумий принял приглашение ее офицеров—капитана 3 ранга Владимира Чертана и майора медицинской службы Вячеслава Борисенко—перейти на вновь открытую в инспекции должность старшего инспектора—инженер-механика. На память о совместной службе экипаж лодки подарил своему «Деду» модель их субмарины. Этой моделью и нагрудным знаком командира подводной лодки Валентин Алексеевич гордится пуще всех других наград за его безупречную многолетнюю службу Отечеству.
Офицеры и служащие инспекции Вячеслав Кулешов, Анатолий Фаворов под руководством капитана 2 ранга Игоря Пакулова радушно приняли в свой коллектив подводника, которому предстояло 13 лет до увольнения в запас выполнять сложные инспекторские обязанности на кораблях, подводных лодках и на вспомогательных судах ЧФ.
В 1977 году члены первичной организации газеты «Флаг Родины» приняли Валентина Алексеевича в Союз журналистов СССР как своего активного нештатного военкора, ставшего им еще на Камчатке в газете «Тихоокеанская вахта».
После увольнения в запас из рядов Вооруженных Сил СССР в 1983 году, награжденный за безупречную службу двадцатью медалями, Валентин Данилов работал вместе с замечательными знатоками своей профессии офицерами запаса Николаем Даниловичем Кочергой, Николаем Ивановичем Кириченко и Иваном Ивановичем Красновидом в экологической службе ЧФ.
В качестве первого помощника капитана ветеран-подводник пять лет трудился на водоналивном танкере «Сура» Черноморского флота, который снабжал водой и продуктами корабли и подводные лодки Средиземноморской эскадры ВМФ. Многолетний опыт Данилова помог экипажу «Суры» добиться почетного звания «Экипаж коммунистического труда».
Почетными грамотами командования отмечен и последующий труд ветерана в 453-м гидрометеоцентре гидрографической службы ЧФ. Свой 80-летний юбилей и более чем 60-летний трудовой стаж Валентин Алексеевич отметил, работая дежурным оператором системы видеонаблюдения в гаражном кооперативе «Ахтиар», обретая компьютерную практику.
Вместе со своим однокашником по училищу капитаном 2 ранга в отставке Анатолием Антоновичем Любимовым Валентин Алексеевич активно участвует в работе по героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения Севастопольского совета ветеранов-подводников, который возглавляет капитан 1 ранга в отставке Виталий Тимофеевич Манторов. В ноябре 2017 года член президиума этого совета Валентин Данилов был удостоен чести представлять ветеранов Черноморского флота на съезде Международной ассоциации общественных организаций Военно-Морского Флота и подводников в Санкт-Петербурге.
Отцовскую эстафету инженер-механика на морских судах принял и с честью несет сын Валентина Алексеевича Михаил. Плодотворно трудится в сфере предпринимательства дочь Надежда. Многочисленными наградами отмечен многолетний труд ее мужа, Александра Васильевича Мысина, ветерана Вооруженных Сил СССР. Их сын, тридцатилетний Сергей Александрович Мысин, хорошо известен в Севастополе как активный участник событий «Русской весны» 2014 года, победитель президентского конкурса «Лидеры России» и заместитель директора департамента экономического развития правительства Севастополя.
Радуют ветерана своими успехами внучки—Светлана и Даша. Дарья—магистр Лилльского университета Франции. Подрастают правнучка Настя, правнук Иван Мысин.
За праздничным столом нет-нет да и подпоют друзья Валентину морскую песенку «Ради мира над водой», сочиненную им на «С-74» в Средиземном море на глубине 70 метров по случаю творческого конкурса экипажа в честь Дня ВМФ:
Вот и снова в море,
В точку погруженья.
Под покровом ночи
В надводном положенье
Нас никто не видит,
Нас никто не слышит.
Лишь надстройка в волнах,
Как живая, дышит…
Хочется пожелать Валентину Алексеевичу и далее сохранять испытанное прочным корпусом субмарины здоровье, семейного благополучия и новых творческих успехов.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.

Фото из семейного архива В.А. Данилова.

Другие статьи этого номера