«Главное—быть нужной людям»

«Главное—быть нужной людям»

27 января заслуженный работник культуры России, методист Севастопольского Дома офицеров Черноморского флота РФ Людмила Васильевна Комарова отмечает свой юбилей. В музыкально-литературной гостиной «Круг друзей» вновь соберутся любители музыки и поэзии, романса и просто человеческого общения. Впрочем, на этот раз поводом для встречи станет день рождения создателя этой гостиной, ее бессменной ведущей и организатора Людмилы Комаровой.

 

«Потому что там есть микрофон…»

Когда Людмиле Комаровой задают вопрос относительно места ее рождения и малой родины, следует пространный ответ: «Родилась в небольшом городке Тульской области, детсадовское детство прошло в Абхазии, а с 8 лет—Севастополь, он и есть моя любовь и моя родина». Ее детские впечатления, как матрица, запрограммировали всю жизнь. Синее море, белокаменный город, корабли на параде, Малахов курган с аллеями деревьев, возле которых стоят аккуратные таблички с именами тех, кто их посадил. И Панорама, и Сапун-гора—все это теперь будет ей принадлежать, она выучит стихи поэтов—участников Великой Отечественной войны Г. Поженяна, Э. Асадова, она споет немало песен, прославляющих подвиг героев Севастополя. Но это будет потом, через годы…
А в самый первый приезд в город в пять лет на сцене Приморского бульвара она увидела человека с микрофоном и поняла, что он делает голос далеко слышным и звучным, а маленькая Люся уже тогда любила петь, и ей так хотелось тоже спеть с микрофоном… Потом она увидела микрофон в кабинке водителя троллейбуса, обрадовалась ему, как старому знакомому, и заявила маме: «Тогда я буду водителем троллейбуса». «Почему?»—попросила уточнить мама. И получила ответ: «Потому что там есть микрофон и я буду петь!»

Лирическое сопрано

Творческие самодеятельные университеты Людмилы Комаровой начались еще в начальной школе, она записалась в кружок хореографии в клуб Морзавода и в хор Дворца пионеров к Р.А. Сыромятниковой. Раиса Анисимовна, высокопрофессиональный мастер хорового искусства, сразу услышала чистый и звонкий голос Людочки, который еще только набирал силу будущего лирического сопрано. Познавать все законы и правила хорового пения было так интересно! В стенах Дворца произошла еще одна судьбоносная для Людмилы встреча—с композитором Б.А. Мироновым. Первые вокально-инструментальные ансамбли Севастополя «Юность», «Нежность»—теперь уже далекая история, которую Людмила Васильевна вспоминает с благодарностью. Борис Миронов, как родной отец, рассказывает Людмила, беспокоился о ее образовании и становлении и радовался ее поступлению в театральную студию при Киевском театре оперетты. В те годы это был большой успех самодеятельной севастопольской исполнительницы.

«День тот безвозвратно прожит…»

Людмила заметила, что счастливое время быстро пролетает. Так промелькнули ее театральные годы: вначале—студентки, потом—артистки хора, маленькие, но такие милые роли в спектаклях театра оперетты. Тогда ей уже исполнился 21 год, и она вернулась в Севастополь, получив направление на должность помощника режиссера в драматический театр Черноморского флота имени Б. Лавренева. А в ее голове все еще звучали любимые арии из таких головокружительных оперетт, как «Королева чардаша», «Летучая мышь», «Сильва»… Она уже много арий выучила наизусть и все пела их и пела, но теперь слезы непроизвольно лились, когда она выговарила: «День тот безвозвратно прожит… был сказочно прекрасен он… увы, вернуться он не может, это был сон».
Нет, она не захотела работать помощником режиссера, ведь ей так хотелось петь, танцевать, и она все это умела! Впрочем, работа не заставила себя долго ждать: с помощью «адмирала севастопольской эстрады» Г.Б. Футермана она устроилась инструктором на работу в Балаклавский Дом офицеров. Футерман, рекомендуя ее, приговаривал: «Комсомолка, артистка, красавица!» Балаклава в те годы была закрытой территорией, лишний раз никуда не вырвешься, вот и понеслось: смотры художественной самодеятельности, концерты, агитбригады на кораблях и подводных лодках, в частях, песни, танцы, арии из оперетт, стихи. Те, кто знаком с этой работой вплотную, понимает, что в ней ни выходных, ни проходных, праздники вечно заняты концертами, дни недели—репетициями. Когда Людмилу принимали на работу, спросили, умеет ли она писать сценарии. «Нет,—призналась она, но добавила твердо:—Если надо, научусь». И она училась, совершенствовала свое мастерство, брала интервью, умело работала с людьми на сцене, понимая, как непросто человеку из зала говорить в микрофон.
Знаменитый журналист и наш коллега по «Славе» Анатолий Марета учил Людмилу писать заметки в газету, она помнит, что на первый свой гонорар купила настенные часы. Но главное для Людмилы было то, что она много репетировала и пела с оркестрами—военным, эстрадно-симфоническим, а перейдя на работу в Севастопольский Дом офицеров флота, стала не только ведущей всех флотских мероприятий, но и артисткой флотского музыкально-драматического театра. Ею были исполнены главные партии в опереттах «Марица», «Сильва», «Летучая мышь», в комедийном мюзикле по произведениям Н.В. Гоголя. «Сорочинская ярмарка». В опере «Запорожец за Дунаем», поставленной в Севастополе Борисом Мироновым, Людмила Комарова блестяще исполнила роль Одарки.

Много незабываемых концертов было у Людмилы Комаровой и в Севастопольском объединении музыкальных ансамблей и дискотек, руководил которым Я.М. Машарский. Любимой песней для Людмилы стала его «Жена моряка», которую исполняла в свое время Людмила Зыкина. До сих пор это произведение—в нетленном репертуаре Людмилы Комаровой.
Звонкий, зовущий к радости голос Людмилы Георгиевны хорошо знаком всем севастопольцам еще и по дикторской работе на праздниках Дня Военно-Морского Флота России, Дня Победы. А что касается того, чтобы спеть романс, арию из оперетты, просто посидеть и попеть с гостями,—это всегда пожалуйста! Годы работы на флоте закалили артистку: надо—значит надо!

Разлука и встреча

Людмила Комарова всего раз на четыре года уезжала из любимого города: это была длительная командировка в северную группу войск, располагавшуюся на территории Польши. Там она тоже нашла работу и организовала свою первую в жизни гостиную «Очарованные романсом», позже—«Романса трепетные звуки». Естественно, сама подбирала репертуар, разыскивала музыкантов, исполнителей. Людям, считает Людмила, нельзя жить без театра, книг, концертов, без общения друг с другом—нужно всегда ощущать свою причастность к культурным достижениям в театральном, музыкальном, поэтическом искусстве, иначе вязнет душа и тормозится разум. Душа должна летать! В Балаклаве она работала с подводниками, в Польше—с авиаторами. И поняла главное: люди не делятся по специальностям, их объединяют стремления и интересы.
Вернувшись в Севастополь, Людмила Комарова получила должность методиста культпросветработы ДОФа. За 33 года созданы прекрасные коллективы художественной самодеятельности, которыми она гордится. Это камерный хор «Мадригал» (руководитель—В. Ким), эстрадный ансамбль «Андреевский флаг» (руководитель—А. Лисовский, позднее руководителем стал А. Сметанин); ВИА «Голос России» (руководитель—В. Липский), народный ансамбль «Зареница» (руководитель—Г. Сагань). Многие коллективы уже сошли со сцены, но остались в памяти, ведь это была по-настоящему творческая работа на пользу людям.

«В кругу друзей»

Музыкально-литературная гостиная, которая как форма работы была испробована Л. Комаровой в зарубежной командировке, надолго прижилась в родном Севастополе.
Все началось с музыкальных четвергов, потом гости привыкли к встречам каждое воскресенье. С 1996 года ее гостями стали сотни севастопольцев и военнослужащих Черноморского флота. В том же 1996-м указом президента России Бориса Ельцина Людмиле Васильевне Комаровой было присвоено звание «Заслуженный работник культуры России»…
27 января 2020-го в музыкально-литературную гостиную Севастопольского Дома офицеров придут друзья и поклонники таланта Л.В. Комаровой. Говорят, главный признак таланта в том и состоит, что человек знает, чего он хочет. Людмила Васильевна хочет всегда быть нужной людям, а Севастополь был городом счастливых людей.

И. КАТВАЛЮК.
На снимках: Людмила Комарова—в жизни и на сцене.
Фото из архива юбиляра.

 

Другие статьи этого номера