Будьте внимательны: лекарственные препараты надлежащего качества возврату и обмену не подлежат!

Более 18 млрд рублей мобилизовано  за 2019 год в консолидированный бюджет

На что жалуемся?

Обычно этот вопрос задает пациенту врач. Но пожилые люди не всегда доходят до участкового терапевта, предпочитая лечиться тем, что им помогает. Не секрет, что многие прибегают к консультации провизоров в аптеке и покупают без каких-либо рецептов то, что те им посоветуют. Что из этого получается—рассказала наша собеседница.
«Я уже давно на пенсии, здоровье приходится регулярно поддерживать с помощью лекарств,—рассказывает о своей проблеме Антонина Петровна.—Когда начала неметь рука, решила купить кардиомагнил для разжижения крови. Попросила у девушки в аптеке таблетки-«сердечки», которые до этого принимала, но она сказала, что таких нет, и предложила аналогичное лекарство. Мол, состав такой же, только производитель другой, и стоит оно дешевле. Ходить по аптекам мне тяжело, и я поддалась на ее уговоры, купила таблетки. Но когда рассказала об этом соседке, она меня отговорила их принимать. Сказала, что эффект от заменителя не такой, как от оригинальных таблеток, да и не всем они подходят. Я решила вернуть покупку, но девушка в аптеке забрать назад ненужное мне лекарство отказалась. Получается, что я выкинула деньги на ветер. А ведь пенсия у меня небольшая, каждый рубль на счету. Что делать?»
Действительно, порой бывает, что, купив лекарственный препарат, средства личной гигиены, прибор для контроля показателей здоровья, понимаешь, что поторопился и не нуждаешься в данном товаре или он не подходит по характеристикам или комплектации. Однако продавец в аптеке категорически отказывается принять товар обратно или обменять его на новый. Правомерен ли его отказ? Специалисты «Роспотребнадзора» объяснили, в каких случаях можно вернуть, обменять или заменить товар в аптеке.

 

Ищите недостатки!

Согласно п. 2.17. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 года № 785 (ред. от 22.04.2014 года), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена постановлением правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Поэтому продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать аптечный товар. Однако возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества. В случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, продавец (фармацевт) обязан принять такой товар.
Если у товара выявлен недостаток, то, согласно ст. 18 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», возможно: заменить его на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула); заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать: истекший на момент продажи срок годности; отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке; несовпадение серии и срока годности на упаковке и препарате; отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям; наличие в упаковке брака—сколов, негерметичности, нечитаемой полиграфии.
Вам должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, предусмотренных нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 2.1. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 г. № 785, п. 76 «Правил продажи отдельных видов товаров»). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить течение заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом назад.
Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки прибора в вашем присутствии, если это технически возможно.
Но что делать, если товар—ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме в двух экземплярах с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если таковые имеются), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец либо иное лицо, принявшее претензию, должен проставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или поставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в управление «Роспотребнадзора» или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
Важно! При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов «замена» и «обмен». Слово «замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, слово «обмен»—при требовании в отношении качественного товара.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Другие статьи этого номера