Камни с неба нестрашны?

Сюрпризы двух адмиральских площадей

«Это редакция? У меня есть работа для ваших фотокорреспондентов!»—с этих слов начал свой рассказ позвонивший по редакционному телефону Николай Оскарович. Мужчина просил обратить внимание городских властей на разрушающиеся подпорные стены возле железнодорожного тоннеля в районе ул. Лазаревской.

 

«Часть камней из стены уже вывалились. Того и гляди, камнепад обрушится на железнодорожные пути или, еще хуже, на проходящий внизу поезд… Даже из троллейбуса видно, в каком ужасном состоянии находится стена. Неужели никто из власть имущих этого не замечает?»—возмущается собеседник.
Стоит отметить, что речь идет о последнем севастопольском железнодорожном тоннеле, именуемом Городским. Его длина—228 метров, и пробит он под Лазаревскими казармами. Всего же тоннелей шесть. Все они старые, постройки XIX века, возведены в 1874 году—в эпоху императора Александра II.
Согласно исторической справке, к железнодорожной станции Севастополя первый товарный поезд подошел 15 сентября 1875 года, когда завершилось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, соединившей город с Симферополем, а через него—и с центральной частью России.
Самые трудоемкие работы на трассе длиной 643 километра проводились на участке Мекензиевы Горы—Севастополь, где пришлось пробить шесть тоннелей и одну выемку—Шарвинскую. Каждый из тоннелей получил свое имя. Первый со стороны Симферополя—Сухарный. Своим названием он обязан Сухарной балке, в которой в начале XIX века морское ведомство построило завод для выпуска сухарей. Далее идет самый короткий—Графский, названный по имени графа М.И. Войновича, командовавшего Севастопольской эскадрой. После Графского идет Белый тоннель, получившим название от цвета известняка—инкерманского камня, затем—самый длинный, более четырехсот метров длиной, Цыганский тоннель (от названия балки в Инкермане, расположенной между балками Мартыновой и Гайтанской). Далее в Троицкой балке находится следующий одноименный тоннель (294 метра), у западного входа которого установлена мемориальная доска с надписью: «В этом тоннеле 28 июня 1942 г. погиб легендарный бронепоезд «Железняков», принимавший активное участие в героической обороне Севастополя». И наконец последний, украшенный аркой с рельефным орнаментом и эдикулами для скульптур,—Городской тоннель на Корабельной стороне.
Железнодорожной связи с Севастополем после Крымской войны придавали большое значение. Предгорный рельеф местности при подходе к Севастополю поставил перед строителями сложную задачу. От станции Сирень (современная ст. Верхнесадовое) железнодорожную трассу надо было поднять на высоту 150 метров над уровнем моря, а затем опустить на 10-метровую отметку к урезу Севастопольской бухты.
Во время Великой Отечественной войны тоннели были частично разрушены, но очень быстро восстановлены. Так что же сейчас мешает нам так же быстро восстановить разрушающиеся подпорные стены?

Елена ИВАНОВА.
Фото В. Докина.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера