Сюрпризы двух адмиральских площадей

Сюрпризы двух адмиральских площадей

Две площади Севастополя, попавшие в зону интенсивной реконструкции по титулу проекта Московского архитектурного бюро Wowhaus, продолжают раскрывать в ходе раскопок свои тайны.

 

На площади Лазарева локализованы два участка, которые привлекли внимание археологов. Один из них—предположительно фундаментная часть знаменитого дома купца Василия Хлудова, известного своей коллекцией русских древностей, икон и книг. Депутат заксобрания Вячеслав Горелов предположил, что этот купеческий дом находился не на месте магазина «Черноморочка», как считалось всегда, а напротив него, если брать как ориентир спуск Шестакова и улицу Воронина.
На втором этаже этого здания располагалось Севастопольское городское собрание. Сам дом Хлудова пострадал во время Великой Отечественной войны и был снесен.
В начале февраля справа от перехода к магазину «Черноморочка» были обнаружены очередные артефакты. На углу здания с памятной аннотационной доской на доме № 2 на улице Генерала Петрова строители раскопали руины старинного дома предположительно середины XIX—начала ХХ века. Здесь были обнаружены мундирная пуговица времен Крымской кампании, фрагмент курительной трубки, ось советского грузовика ГАЗ-АА (известного в народе после Великой Отечественной войны как «полуторка»),—самой массовой машины Красной Армии.
А на площади Ушакова обнаружен канал длиной 4,5 м и глубиной 0,8 м.
«Современные исследования позволили сделать вывод, что точка подземной коммуникации, обнаруженная в январе 2020 года на площади Ушакова, в начале ХХ века находилась как раз у северо-восточного угла деревянного здания цирка Труцци»,—говорится в сообщении пресс-службы музея «Херсонес Таврический».
Согласно информации, полученной из архивов, рядом с цирком была проложена колея круговой линии севастопольского трамвая. Здесь оборудовали разъезд, были установлены металлические столбы контактной сети и электрического освещения. Для подведения электроэнергии к столбам использовали подземный кабель, который укладывали в деревянные короба, расположенные в выдолбленных в земле желобах.
Исследователи приступили к разведочным работам и обнаружили фундаментальную платформу, сложенную из камней, и канал длиной 4,5 м, который заканчивается тупиком. Его общая высота—0,8 м. Этот желоб не имеет никакого отношения к водопроводной системе Севастополя XIX века, потому что канал выдолблен в пористом известняке и не имеет гидроизоляции. Учитывая, что желоб уходит под фундамент цирка Труцци, он мог быть вырыт под прокладку электрического кабеля, и есть основания полагать, что над отверстиями в плитах стояли столбы контактной сети и уличного освещения круговой линии севастопольского трамвая. В 1944 году после упразднения трамвая желоб был заброшен.
Археологи продолжают исследовать культурные слои вскрытой почвы: не исключено, что обе площади готовят новые сюрпризы…

Материал подготовили
С. Кошкин, Л. Сомов.
Фото В. Докина,
с сайта chersonesos-sev.ru

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера