Жители России в прошлом году придерживались сберегательной модели потребительского поведения, причем экономили почти на всем: на обуви, одежде, бытовой технике, следует из данных Nielsen. В то же время единственной категорией среди товаров быстрого потребления, траты на которую увеличились, стал алкоголь, следует из исследования международной консалтинговой компании Nielsen, с которым ознакомилась «Газета.Ru».
В последнем квартале 2019 г. экономить вынуждено более 70% россиян (по данным Nielsen). Реальные доходы населения практически не растут два последних года. В 2018 г. они увеличились всего лишь в пределах статистической погрешности—на 0,1%. Аналогичный рост показал 2019 г.—тот же 0,1%, следует из презентации Nielsen. В отрицательной зоне реальные доходы находятся с 2013 года. Тогда они ушли в минус на 4%. В год введения санкций против России снизились еще на 1,2%, а в 2015-м—до 2,4%. «Дно» по реальным доходам было в 2016 г.—минус 4,5%. По данным «Росстата», рост в 2019 году составил 0,8%. Вместе с доходами падала розничная торговля. В 2013 г. она обвалилась на 3,9%, в 2015-м—сразу на 10%. Обороты ритейлеров начали расти только в 2017 году—на 1,3%. По итогам 2019-го темпы роста остались на том же уровне, подсчитали в Nielsen.
Потребительское доверие падает
Индекс потребительского доверия рассчитывается компанией Nielsen по таким параметрам, как цены на продукты, коммунальные платежи, гарантия занятости, и другим. Он снизился у россиян в 2015 г. и так и не вернулся к докризисному уровню. Самый низкий показатель индекса потребительского доверия был зафиксирован в первом квартале 2019 г. Если сопоставить текущую ситуацию с 2005 г., когда российская экономика была на пике роста, он снизился со 106 пунктов в 2005 году до 68 пунктов в конце 2019-го. Сейчас россияне в первую очередь экономят на одежде: как показало исследование, в IV кв. сократить траты на эту категорию пришлось 59%.
На развлечениях экономят 56% россиян, переключаются на более дешевые бренды—54%, экономят на отпуске—47%, обновление техники откладывают 38%. В итоге более 70% жителей РФ сказали, что они экономят по этим параметрам. И таких экономных россиян стало на 1% больше за один только IV кв. прошлого года.
При этом сегмент FMCG, к которому относятся продукты питания, бытовая химия, напитки, сигареты (от английского fast moving consumer goods—быстро оборачиваемые товары), показывает рост. Но его обеспечивает не потребление, а увеличение цен. Продажи товаров FMCG в натуральном выражении в прошлом году снизились на 0,6%. Но рынок вырос к 2018 году с 4,1 до 4,3%—за счет удорожания товаров. Рост рынка товаров повседневного спроса в денежном выражении обеспечивали прежде всего сигареты—продажи по этой категории увеличились в прошлом году на 1,35%. Но в штучном выражении они сократились на 2,9%.
Как выяснили в Nielsen, только четверть продовольственных категорий растет в натуральном выражении, драйвером роста стал алкоголь. Именно выпивка стала единственной категорией, которая показала и штучный, и денежный рост.
На чем соотечественники не экономят
По данным Nielsen, продажи алкоголя в 2019 году в России выросли на 2% в натуральном выражении и на 4,2%—в денежном. Наиболее значительный рост был в категориях джина и виски—на 26 и 15,8% соответственно. Самая большая доля продаж приходилась на пиво—42,8% в стоимостном выражении. Отрицательную динамику среди алкогольных напитков показала только водка—сокращение составило 2% в натуральном выражении и 0,1%—в денежном.
Тренд на рост потребления алкоголя подтверждают и данные РАНХиГС за январь-июль 2019 года (последние доступные данные): продажи алкогольных напитков выросли на 1,9%, но темпы замедлились к предыдущему году. Годом ранее они росли на 2,2%. Эксперты расходятся в статистике потребления водки: по оценкам РАНХиГС, продажи за прошедший год выросли на 1,5%, а темпы роста соответствовали уровню 2018 года. Данные могут разниться из-за того, что мониторинг Nielsen составлен по предпочтениям жителей городов.
Производители алкоголя реагируют на финансовое самочувствие российских потребителей: одним из трендов стала продажа алкоголя в небольшой таре, который расположен в прикассовой зоне. Наибольшим спросом пользуется продукция бюджетного ценового сегмента, тогда как средний сокращается, а премиальный сегмент продается в основном за счет проведения промоакций, также заметили эксперты Nielsen.