Приглашение к сотворчеству

Приглашение к сотворчеству

В двадцать первом филиале (Балаклава, заведующая—Н.В. Пинчук) Центральной библиотечной системы для взрослых работает выставка произведений местного художника-графика Александра Завьялова. Церемония ее открытия в уютном читальном зале заставила подумать: сколько же у нас любителей изобразительного искусства!

Собрались вместе и представители интеллигенции, и краеведы, и ветераны-подводники (в прошлом Александр Завьялов сам состоял в рядах покорителей морских глубин). Это не первая их встреча с талантливым художником. От природы он наделен многогранным даром. Предыдущие вернисажи отличались по тематике картин, по технике их исполнения. На сей раз на суд зрителей представлены два десятка видов пещерных городов.
Пещерные города—уникальное явление исключительно юго-западного Крыма. В VII-VIII веках именно сюда бежали из Византии православные в смутную пору иконоборческой ереси. Только здесь беженцы могли найти защиту. Ведь рядом был Херсонес Таврический, в котором по историческим меркам очень скоро будет крещен великий князь Киевской Руси Владимир.
Основная масса иконопочитателей искала приют на плато труднодоступных вершин. Их природные и руками вырубленные в податливом известняке пещеры подошли пришельцам и для отправления религиозного культа, и для жилья, и как очаги обороны от непрошеных гостей. От нас рукой подать до Челтера, Шулдана, Эски-Кермен, Мангупа. Чуть дальше расположены Бакла, Качи-Кальян, Чуфут-Кале.
Менее чем через сто лет Византия покончила с гонителями истинного православия. Однако же пещерные города на окраине империи не опустели. Погибли они позже, при иных обстоятельствах.
Сегодня о прошлом свидетельствуют дошедшие до нас… Здесь очень не хочется использовать слово «руины». Мы видим отнюдь не руины, а фрагменты крепостных стен и башен, дворцов, храмов, жилищ и лавок ремесленников, источников пресной воды. Некоторые из них, как и в Чуфут-Кале—уникальнейшие.

Приглашение к сотворчеству
Замшелые камни местами разбросаны в беспорядке, но они хранят тепло рук мастеров—создателей орнаментов. Камни не молчат. Они повествуют о глубочайшей старине. Александр Завьялов представляет и слышит их рассказы. Об услышанном и увиденном мастер рассказывает нам. Вот главные городские ворота Чуфут-Кале. Их на ночь плотно закрыли после того, как на улицу ступил припозднившийся путник с осликом. Вот пришедший обменивается новостями с прогуливающимися в сумерках горожанами. Тишина и умиротворение…
Захватывают виды Сюйреньской крепости, Тепе-Кермен, Баклы, поднебесного Мангупа. Часто это не только наделенные памятью камни, но и живые существа—те же ослики, а также козы, птицы, ящерицы. Листы ватмана дарят ощущение не только света, воздуха, но и звуков—цокота копыт, криков, шорохов.
Александр Завьялов влюблен в пещерные города. Сильнее остальных его влечет Эски-Кермен. С высоты птичьего полета это вытянувшаяся на километр с небольшим узкая скальная полоска. Но как много здесь ярусных пещер, созданных далекими предками! Вид пустот дает полное представление о том, как жили люди в пору средневековья, чем занимались, во что верили, как воевали.
Впечатления, полученные в ходе предпринятых по большей части однодневных походов в тот или иной пещерный город, послужили для создания не только пейзажей, но и иллюстраций к серии исторических романов земляка Валерия Воронина, книг о минувшем историка Владимира Шавшина и других авторов. Возможно, мы еще увидим отдельную выставку книжной графики.

Приглашение к сотворчеству
Александр Завьялов—признанный мастер акварели с оригинальным, узнаваемым почерком. Представленные на нынешней выставке сюжеты выполнены в черно-белом варианте—это ватман, тушь и перо. Миллионы прикосновений к бумаге передают и ослепительный свет, и глубокие тени. Труд, требующий высочайшей точности. Вопрос из зала: «Почему все-таки не акварель?»
Ватман, тушь и перо—это как небезуспешная попытка мастера приобщить зрителя к сотворчеству. Краски сами вспыхнут, достаточно бросить взгляд на знакомый многим пейзаж. Сама выставка—приглашение видевших ее отправиться в путь, чтобы вживую открыть для себя места, по которым успел пройти художник.
Александр Завьялов—неутомимый путешественник. В минувшем году он побывал на севере европейской части страны. От Валерия Воронина художник узнал о сельце у Холмогор, в котором живут представители рода Завьяловых, и, представьте себе, они все—художники. Разве не повод вострить лыжи снова на Север к однофамильцам, собратьям по творчеству? «Но прежде всего поеду в Казань»,—сказал автор удивительного ввернисажа.
А значит, состоятся новые выставки.

А. КАЛЬКО.
На снимках: А.Г. Завьялов с посетителями вернисажа; картины мастера.
Фото автора.

Другие статьи этого номера