«Топики» выезжают из «тени»!

Фронтовой заветный треугольник

Эмоциональные, резкие на старте, почти презирающие педаль тормоза водители севастопольских «топиков» никогда не дают расслабиться. Но самый, пожалуй, высокий накал страстей случился в канун 2020 года: тогда севастопольские маршрутчики перешли на новый договор с городом. Одно из появившихся обременений—обязательный прием оплаты по ЕГКС и платежным картам.
Страшное словосочетание «безналичный расчёт» привело водителей в замешательство, сумма наличной выручки стала пугающе уменьшаться. Очень скоро весь Севастополь замер в ожидании транспортного коллапса. Но его не случилось. Новые правила прижились—все, кроме одного: платить при входе. Севастопольская традиция расплачиваться при выходе осталась незыблемой.

 

Держим карман шире!

Причина переживаний водителей и владельцев «топиков» очевидна. Частный общественный транспорт—не очень прозрачный бизнес. Практически невозможно оценить оборот одного автобуса, так как выручка, скажем так, не афишируется. И это тоже можно назвать традицией, причем не только севастопольской. ЕГКС вывела часть оборота на «светлую» сторону, и многие посчитали это личной финансовой утратой. Да, конечно, город компенсирует деньги за проезд по ЕГКС и льготников, но за это все теперь надо платить налоги. А так как наличная выручка сократилась, водителям надо платить нормальную «белую» зарплату.
Насколько сильно простая электронная карточка смогла изменить ситуацию на рынке частных перевозок, знает статистика. Данные, которые нам предоставили в Севастопольском отделении «Крымстата», действительно удивляют.
Но начнем с 2018 года, в течение которого рынок пассажирских перевозок значительно просел. Напомним, что в 2018-м в мае был открыт Крымский мост, и туристов стало значительно больше, увеличилось население города (только официально—на семь тысяч человек). А пассажиропоток в среднем за год снизился на 15%. Объяснения такому странному падению рынка транспортных услуг нет, если, конечно, не предполагать, что суммы, скрытые от налогов и статистики доходов, заметно выросли.
Тем интереснее то, что происходило с пассажиропотоком с января 2019 года, когда оплата ЕГКС стала обязательной для всех маршрутных автобусов. Такой галопирующий прирост в отрасли, если не знать его природу, можно было бы назвать экономическим чудом.

 

Взрывная динамика

Уже в марте 2019-го количество пассажиров увеличилось на 60% относительно марта предыдущего года, в июне рост составил 2,2 раза, а в декабре количество перевезенных пассажиров выросло в три (!) раза. Откуда в Севастополе мог взяться трехкратный прирост пассажиропотока всего за один год?
В декабре 2018 года, по данным «Крымстата», на городских маршрутах было перевезено примерно 1 млн 340 тысяч пассажиров. То есть каждый севастополец и гость города прокатился в «топике» в среднем по три раза.
В декабре 2019 года количество пассажиров увеличилось до четырех миллионов, то есть это уже девять поездок на человека. Если убрать из этого перечня детей до 15 лет, неработающих пенсионеров и автомобилистов, ездящих нерегулярно, ситуация будет более правдоподобной, но все еще далекой от реальности.

 

«Карточная» система

Единственная причина стремительного роста статистических показателей—только социальные и обычные платежные карты и ЕГКС, которые месяц от месяца становятся все популярнее. Каждая безналичная оплата отражается в бухгалтерской отчётности, выводя часть «серого» рынка на свет белый.
«В 2019 году начался переход на социальную ЕГКС для проезда в общественном транспорте Севастополя льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд. Большая часть населения пользуется этим правом»,—рассказали нам в Севастопольском отделении «Крымстата». Напомним, что право на льготы в Севастополе имеют 27 категорий граждан.
Причем ГУПС «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподерова», который по определению не может иметь скрытых доходов, показывает совсем другую статистику. Заместитель руководителя «Крымстата» по Севастополю Елена Дацюк рассказала, что в 2019 году для предприятия было приобретено 79 автобусов на газомоторном топливе и 61, оборудованный для обслуживания маломобильных граждан. При этом пассажирооборот по сравнению с 2018 годом вырос всего на 7,7%. По сути, эту цифру можно назвать реальным показателем роста всей отрасли.
За последний год городской транспорт изменился, и очень заметно. Перевозчиков обязали приобретать более вместительные автобусы. Однако это увеличило и себестоимость рейса. Чтобы сохранить высокую заполняемость, перевозчики увеличивают интервалы движения в промежутках между часами пик. Водителям пришлось «жить на одну зарплату», доходы заметно сократились, как и количество рабочих мест.
Как мог, коммерческий транспорт был полностью интегрирован в муниципальную транспортную систему, что, с одной стороны, накладывает определённую ответственность, с другой—открывает доступ к бюджетному финансированию (компенсация за тех же льготников). А самое главное то, что у частных перевозчиков появились новые стандарты, делающие «топики» более комфортабельными. Единственное, что пока остается неизменным, это фирменный турбулентный стиль вождения…

 

Валерий НЕК.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера